Самое массовое самоубийство ХХ века: хроника трагедии
19 ноября 1978 в результате массового самоубийства членов секты «Народный Храм», руководимой Джимом Джонсом, в Гайане погибают 911 человек. Ужасающая трагедия до сих пор покрыта тайной, о том, что могло заставить почти 1000 человек добровольно принять цианид — читайте в нашем репортаже.
{jcomments on}18 ноября 1978 года в Гайане произошло самое известное массовое самоубийство в истории человечества.
Подавляющее число погибших, 909 сектантов, среди которых было более 200 детей, совершили т. н. «революционное самоубийство». Массовое отравление цианидом было произведено по приказу лидера секты — Джима Джонса.
После трагедии посёлок Джонстаун превратился в город-призрак и в середине 1980-х годов был практически полностью уничтожен пожаром.
Джим Джонс родился в 1931 году в США. Его семья жила в маленьком захолустном городишке Крит. Занятий для ребенка особых здесь небыло. Отец, являясь инвалидом первой мировой войны, не особо обращал внимание на отпрыска. Но зато его заметили соседи, которые были ярыми приверженцами секты «пятидесятники».
Именно они стали брать мальчика на свои собрания. И Джим Джонс настолько проникся духом секты, что впоследствии стал сам выступать перед паствой. Это занятие доставляло ему удовольствие, поэтому сформировавшись как мужчина, он основал в 1955 году свою секту, и назвал ее «Народный храм».
Под его началом собрались люди разных рас. Это на то время было уникально — чернокожие и белые, зараженные одной идеей, спокойно находились рядом друг с другом, проповедуя культ, который нес Джонс. На первый взгляд это было уникальным сочетанием. Но если копнуть глубже, то оказывалось, что членами секты были бедные люди, наркоманы, проститутки, мелкие уголовники. В общем «Народный храм» состоял сплошь из опустившихся в этой жизни людей.
К началу 1974 года, «Народный храм» состоял уже из трех тысяч участников. Причем большинство прихожан были уже не отребьем общества, а вполне самодостаточными людьми, с хорошим образованием. Не поэтому ли секта стала заниматься благотворительностью, спонсируя детские учреждения и дома престарелых.
В 1970-е годы в американской прессе стали появляться публикации о том, что «Храм народов» (основанный ещё в 1955 году) является деструктивным культом, зомбирующим своих адептов. Родственники членов «Храма» требовали от властей проведения расследования деятельности Джонсона, как основателя «Храма». В этих условиях Джим принял решение покинуть США и обосноваться в Южной Америке.
В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участок площадью 3852 акра (15,59 квадратных километра), несколько членов «Храма народов» основали поселение. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями (более 900 человек) переехали в это поселение.
На фото: поселение на 1979 год
В Джонстауне члены «Храма народов» занимались очисткой и облагораживанием территории, выращиванием сельскохозяйственных культур. В посёлке были построены: лесопилка, клуб, детский сад, ясли. Жителям поселка приходилось достаточно много работать (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались.
Секта настолько разрослась, что стала подобием поселка, который называли Джонстауном.
На фото: участники «Народного Храма» работают на арендованной земле в Гайане
По поводу реальной жизни рядовых членов движения в посёлке существуют разные мнения. За время существования посёлка его посетило множество людей, и оставило преимущественно положительные отзывы о быте обитателей Джонстауна. На магнитофонных записях ежевечерних собраний, которые делал Джонс, слышны шутки, смех, что эти отзывы отчасти подтверждало. Однако некоторые бывшие поселенцы заявляли о многочисленных нарушениях прав человека в Джонстауне, пытки, суровые телесные наказания за провинности, и что Джонс и его окружение страдают от наркотической зависимости.
Возникло движение «Озабоченные родственники», старавшееся привлечь внимание общественности и властей США к ситуации внутри Джонстауна, в котором ведущую роль играл Тим Стоун, бывший адвокат «Храма народов», изгнанный оттуда по обвинению в связях с ЦРУ.
Находясь в Гайане, Джим встречался с представителями Советского Союза, обсуждая с ними возможное перебазирование его «Народного храма» на территорию Алтайского края. Консул Федор Тимофеев лично взял этот вопрос под свой контроль.
На фото: участники «Народного Храма»
Советский Союз боролся со своими сектанскими движениями. И приютить уже легально еще одну секту, сбежавшую с запада, означало возможный скандал и конфликт, уже внутри страны. Поэтому власти очень осторожничали.
Пока СССР рассматривало запрос Джима Джонса, в Америки разгорался, невидимый для непосвященных скандал. Родственники участников «Народного храма» забрасывали полицию заявлениями о том, что в Гайане над их родными издеваются. Что почти всех сектантов заставляют работать круглосуточно, подвергают их сексуальному насилию, наказаниям. В общем, сравнивали поместье обитания «Народного храма» с концлагерем.
На фото: Джим Джонс вместе со своими прихожанами
Убежать кстати с территории никто не пытался, несмотря на то, что вокруг строений небыло заборов. Дело в том, что на сотни километров здесь была только пустынная земля. Видимо Джонс не зря арендовал землю именно здесь, вдали от населения.
На фото: развлекательная программа участников секты
После двадцать седьмого заявления, полиция наконец решила проверить поместье в Гайане. Для этого туда был отправлен конгрессмен Лео Райан. В качестве помощников, тот привлек журналистов. Вшестером они вылетели в соседнюю страну.
В Джонстаун попасть оказалось непросто. Сперва ехали на автомобиле. Затем пересели в вертолет. И только потом, спустя несколько часов полета, приземлились в деревушке, состоящей сплошь из сектантов.
Одновременно с визитом сенатора произошло следующее: представитель коммуны Шэрон Амос, опасаясь провокаций, заявила консулу СССР Тимофееву, что одновременно с сенатором из США в Гайану прибыла группа крепких молодых мужчин-туристов в 50-60 человек, встречавшихся с Тимом Стоуном, которого она считала агентом ЦРУ. Они остановились в отелях «Парк» и «Тауэр» и арендовали «для своих целей» самолёты.
Проверяющих встретили очень радушно. Но сразу бросалось в глаза, что это радушие наигранно. Тем не менее, Лео Райан проверил несколько бараков. Все было как обычно, не чувствовалось, что здесь издеваются над человеческими душами. Через несколько часов после прибытия, кто-то вложил Райвеу в руку листок бумаги. Он развернул его и прочитал выведенное корявым почерком — «Заберите меня, мне здесь очень плохо».
На фото: Лео Райан — прилет в Джонстаун
На следующий день, во время разговора с паствой, Лео как-бы невзначай сказал: — Ну, кто хочет улететь с нами? — и улыбнулся. Из стоящей рядом группы людей вышло 16 человек. Они высказали свое желание улететь. Райан не ожидал такого. Его вертолет не мог принять всех пассажиров. Он вызвал по рации еще один. Джим Джонс в это время вместе с журналистами обходил свои владения. Кто-то из группы, находящейся рядом с конгрессменом побежал к своему лидеру, чтобы сообщить о предательстве.
В 18 часов после прибытия в аэропорт группа начала готовиться к отбытию. В этот момент к взлётной полосе аэропорта подъехал грузовик и трактор с прицепом, в котором сидели вооруженные люди. Во главе них стоял с ружьем Джим Джонс. Они не стали разговаривать ни с кем, просто открыли шквальный огонь на поражение. Оператор Боб Браун, работавший в NBC, снимал происходящее до последнего.
Видя такое побоище, один из пилотов смог поднять свой вертолет в воздух, и улететь с забравшимися в него несколькими людьми. Вторая же машина была повреждена, и не смогла подняться в воздух.
Рассправившись с сенатором, и журналистами, Джим Джонс собрал всю свою паству в большом ангаре, где начал вновь говорить долгие речи. Он сказал, что всех ожидает кара небесная, и что летевший вертолет, уже разбился где-нибудь по воле божьей. И в конце все свел к тому, что им необходимо очищение и прощение господа. А для этого необходимо совершить акт массового самоубийства.
— У нас уже все готово! — пламенно кричал лидер секты, указывая на огромную бочку, стоящую в центре ангара — Вам надо всего лишь выпить по чашке отвара, находящегося в бочке.
По указанию Джонса был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком «Flavor Aid», в который добавили смесь цианида калия и диазепама. Первыми напиток дали детям. На записи Джонс убеждал людей, что смерть — это лишь шаг дальше, в следующую жизнь, объяснил, что не будет ни конвульсий, ни агонии, переход произойдёт безболезненно. Глядя на то, как умирают их дети, взрослые почти не колебались и принимали яд. Официальная версия также допускает вероятность того, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой.
На фото: жертвы самоубийства 18 ноября 1978 года
Около 80 членов коммуны в тот вечер спаслось. Часть из них — это те, кто ушёл с конгрессменом, кое-кто не присутствовал на собрании, а часть людей решила не разделять судьбу самоубийц и покинули лагерь утром.
В итоге, в результате акта коллективного суицида погибло 909 человек, включая 270 детей. Джим Джонс и Энн Мур были обнаружены застреленными. Осталось неясным, было ли это самоубийство или их застрелили. Чуть позже представитель поселения Шарон Амос была обнаружена в своей квартире в Джорджтауне убитой ножом, вместе со своими детьми, у которых было перерезано горло.
Считается, что это сделала она сама, но консул СССР в Гайане Тимофеев впоследствии утверждал, что перед смертью она звонила ему и передала его жене, что получила радиограмму, что Джонстаун окружен войсками и над ним кружат военные вертолёты, что в её квартиру ломятся и просила вызвать полицию.
Только следующим днем на поместье секты смогли прибыть Гайанские военные, вызванные после рассказа выжившего пилота. Но было уже поздно кого-то спасать. Все, что они увидели, это 909 мертвых тел, включая 300 детей.
Сам духовный наставник и лидер секты «Народный храм» Джим Джонс был найден с прострелянной головой. Он либо застрелился сам, либо его убил кто-то, после отказа самому выпить отвар с цианистым калием.
На фото: жертвы «Народного Храма», совершившие массовое самоубийство
Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество теорий заговора. В социалистических странах получила распространение версия, что члены коммуны были убиты агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду.
Развитию этой версии способствовали обстоятельства, при которых случилась трагедия: напряжённая международная обстановка, неточности в показаниях свидетелей и сомнения в достоверности улик.
Тот факт, что первые данные о случившейся трагедии поступили от ЦРУ, многими сторонниками альтернативных версий воспринимается с подозрением.
Среди прочих моментов, которые отмечают сторонники альтернативных версий, можно назвать следующие: число обнаруженных жертв, судя по поступающим из Гайаны данным, росло с каждым днём исследования лагеря. Сначала 346, 405, 775, 800, 869, 910, 912 и, наконец, 918. Защитники официальной версии объясняли это тем, что, в частности, детские тела были скрыты под телами взрослых и не были видны сразу. Скептики считают, что даже при таком объяснении в первый день число обнаруженных тел должно было быть не менее 600.
Из более чем 900 тел вскрытию подверглись только 6, не считая тела самого Джонса. Сам факт того, что не было проведено вскрытие всех тел, вызвал массу подозрений у скептиков, ведь правительственные органы США, согласно закону, были обязаны провести вскрытие каждого тела. Более того, перед отправкой тел на экспертизу прошло более четырёх дней, что, учитывая тропический климат Гайаны, препятствовало объективному анализу тел на предмет определения причины смерти.
Ещё на территории Джонстауна, в рамках расследования, проводимого гайанскими властями, главный патологоанатом страны доктор С. Л. Муту работал над анализом причины смерти жителей коммуны, исследуя тела. Он пришёл к выводу, что более 700 человек были убиты. К ним он относит детей, которые юридически не могли самостоятельно принять решение о самоубийстве и по умолчанию попадают в эту категорию.
Помимо всего вышеперечисленного, на спинах некоторых взрослых членов коммуны были обнаружены следы от инъекций. По словам доктора Муту, эти следы свидетельствуют о том, что этим людям вводили цианид против их воли.
Большинство документов, касающихся расследования этой трагедии, было засекречено.
По поводу убийства сенатора в аэропорту также высказывались сомнения, не было ли оно устроено группой «туристов» из США, которая вылетела «для осмотра местности» из Джорджтауна за пять часов до инцидента.
Стоит отметить, что прибывшие на место трагедии военнослужащие США в течение нескольких суток не допускали в Джонстаун власти Гайаны. Позднее трупы жителей поселка были перевезены в Пенсильванию и сожжены в обстановке строжайшей секретности. По одной из версий, произошедшее в Джонстауне было не массовым самоубийством, а расправой со стороны американских военных.
После гибели жителей Джонстаун превратился в город-призрак, а в середине 80-х годов был практически полностью уничтожен в результате пожара. Сама же организация «Храм народов» была официально запрещена в США.