Движение за возрождение десяти заповедей Бога
Канунгу (Уганда), 17 марта 2000 года.
В 1989 году 37-летняя ночная бабочка Кредония Мверинда пришла к выводу, что основная профессия приносит все меньше дохода. Тогда предприимчивая мадам сочинила легенду, согласно которой она посетила священную гору и там пообщалась с самой Девой Марией. Богоматерь якобы велела Кредонии стать ее вестницей – а та ослушаться не могла.
Вскоре Мверинда зарегистрировала неправительственную организацию «Движение за возрождение десяти заповедей Бога» (фактически секту). Вряд ли из предприятия вышел бы толк, но порыв Кредонии поддержали богатый землевладелец Джозеф Кибветере и католический священник Доминик Катарибабо.
На деньги Кибветере секта существовала первые четыре года; присутствие священника Катарибабо вызывало еще больше доверия к аферистам. Кибветере состоял на учете в местной психушке, что несколько проясняет его мотивы спонсировать эту шарашкину контору. Поначалу вступление в секту не стоило людям ничего, зато устами Мверинды сулило избавление от всех насущных проблем. Ужасов в Уганде хватало (этнические чистки, эпидемия СПИДа, тотальная нищета), поэтому сотни людей с радостью переезжали на ферму Кибветере, где жили адепты.
Присоединяться к секте можно было вместе с детьми, при этом порядки в общине царили далеко не детские. Взрослым разрешалось общаться между собой только жестами, открывать рот дозволялось лишь при чтении псалмов. Полуголодные дети содержались отдельно от всех – в сарае. За нарушения карали жестокими побоями.
Под раздачу попала даже жена Кибветере – Тереза. Женщина вступила в секту вслед за мужем и имела неосторожность заподозрить его в измене. Повод для беспокойства у нее был серьезный – муженек стал ночевать в домике у Мверинды. Кибветере не стал заступаться, когда его жену и их общего сына отметелили по приказу основательницы культа. Но Терезе еще повезло – они с сыном сбежали из секты до того, как там начались более интересные вещи.
В 1993 году у Кибветере закончились деньги. Тогда Мверинда убедила сектантов, что пора распродавать имущество, а бабосики сдавать в общак – то есть, ей самой. На собранные средства община численностью в несколько сот душ съехала с фермы Кибветере и перебралась в глушь на юге страны. Теперь сектанты ощутили полную зависимость от Мверинды. Вместе с этим и терять им стало нечего, пошли вопросы: «А для чего мы здесь?».
Тогда Мверинда объявила, что 9 мая 1995 года наступит конец света, а тот, кто не молился в момент апокалипсиса, лишится шанса на спасение и вечную жизнь. В назначенный день все усиленно читали псалмы, но ничего не произошло. Потом Мверинда пачкала календари, отмечая новые даты судных дней – и снова мимо. Люди начали что-то подозревать: участились побеги, а лидерам общины стало все сложнее поддерживать дисциплину.
Тем не менее, секта продержалась до 1 января 2000 года – очередного дня апокалипсиса. В тот день тоже ничего любопытного не случилось, а прозревшие сектанты обвинили Мверинду в мошенничестве. В ответ женщина надула пухлые щечки и зловеще объявила, что конец света наступит 17 марта 2000 года. Точно-преточно.
За неделю до объявленной даты секта распродала все когда-либо пожертвованное ей имущество, а адепты бродили по соседним деревням и прощались с людьми.
Наконец, 17 марта около 500 сектантов втиснулись в церковь общины. Под звуки божественных песнопений окна и двери храма были заколочены снаружи. Когда вспыхнули 100 галлонов бензина, заготовленных под видом «топлива для отправки на небо», раздался мощный взрыв. Но даже он не заглушил ор из церковных стен, где в агонии бились люди.
Опознать жертв пожарища не представлялось возможным. Сгоревших сектантов просто скидывали в братскую могилу, как бродячих псов. Полицию ожидали и другие находки: в доме Мверинды обнаружили 6 тел, разрубленных топором, на территории общины нашлась еще пара могильников и 128 трупов. Вероятно, тела принадлежали тем, кто сомневался в наступлении апокалипсиса. Таких душили их же четками.
Судьба лидеров общины покрыта тайной. Уцелевший сын Кибветере предполагает, что его отец погиб в огне вместе с другими несчастными. А вот Кредония Мверинда укатила на север Уганды, не забыв прихватить все денежки. Уже 20 лет она находится в международном розыске, но шансы на ее поимку невелики. В 2011 году Мверинде заочно вручили «Шнобелевскую премию», которой ежегодно чествуют наиболее эпичных шарлатанов.