От «политического ислама» к гражданской идентичности мусульман

Известный мусульманский деятель, доктор философских наук, профессор кафедры теологии Болгарской исламской академии, заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин подверг критическому осмыслению бытующий стереотип о неотделимости ислама от политики. Свою концепцию ученый взялся сделать достоянием широкой аудитории, включая академические круги. В пятницу, 17 ноября, в Институте Востоковедения Российской Академии Наук (ИВРАН) прошло обсуждение новой книги Али Полосина «Политический ислам: в поисках «земного рая»». В нем участвовали научный руководитель ИВРАН академик Виталий Наумкин, директор Института Аликбер Аликберов, профессор Тауфик Ибрагим, кандидат философских наук Наталья Ефремова, кандидат исторических наук, арабист Игорь Алексеев, теолог Ислам Зарипов. Вел заседание руководитель центра арабских исследований Василий Кузнецов. О чем эта книга и как она связана с гражданской позицией российских мусульман, автор рассказал в интервью ИА IslamNews.

– Вячеслав Сергеевич, как прошло обсуждение вашей книги, какой итог?

– Итог положительный, книга получила поддержку. Разумеется, замечания имели место – без этого научных обсуждений не бывает. Но книга вызвала интерес, достаточный для организации ее обсуждения в столь уважаемом академическом заведении. Директор ИВРАН д-р А. Аликберов обратил внимание на то, что в книге подмечены противоречия в учениях тех, кто, с одной стороны, говорит, что верует в абсолютное всемогущество Аллаха над всякой вещью, а с другой – не приемлет установленный Аллахом порядок вещей для испытания людей.

В книге приводятся слова Аллаха: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают» (Коран, сура 6, аят 129). То есть, люди в наказание за свои грехи имеют то, что сами приобрели, но некие активисты и политические партии дерзают оспаривать решение Аллаха и хотят как бы «исправить» действия Всеведущего и Всемогущего человеческими средствами, хотят путем внешнего насилия и кровопролития как бы «увеличить» присутствие Аллаха там, где им по их разумению хочется. Разумеется, речь идет о действиях «от имени Аллаха», со ссылкой на волю Аллаха, ибо рациональным образом люди всегда стремились улучшать свою жизнь – говоря языком хадисов, думали, как улучшить урожай фиников.

– Как появилась идея написать эту книгу? Почему именно на эту тему?

– Эта книга – научный ответ на вопрос: какое зло сегодня более всего досаждает исламской умме? О политическом исламе пишут немало, но в основном о каких-то отдельных его проявлениях. Я постарался системно изложить проблему, с позиций нескольких наук: и теологии, и политологии, и аналитической психологии, но объединяющей методологией исследования является философия религии – моя базовая специальность, по которой я защищал докторскую диссертацию. Кандидатскую защищал по политологии, которая также имеет непосредственное отношение к данной работе. Это не историческое описание, это системный междисциплинарный научный анализ явления, которое ученые назвали исламизмом и панисламизмом. Но название «политический ислам», на мой взгляд, лучше, так как исламизм все-таки воспринимается как нечто присущее исламу, а политический ислам – это псевдо-ислам, то есть, не ислам вовсе. Хочу подчеркнуть: эта монография о политическом исламе как о явлении периода с конца XIX века, от Аль-Афгани, и доныне. Отношение ислама и власти вообще, в теории и на практике – более широкая тема, требующая более масштабного исследования.

– Почему политический ислам – не ислам, почему не просто какая-то крайность внутри ислама?

– Потому что религия – это определенный порядок отношений людей с потусторонним миром, со своим Создателем. Цель религии для верующего – заслужить довольство Бога и удостоиться стать жителем Его вечного Рая. А цель политического ислама принципиально иная – реализовать здесь, в дунье (в этом земном мире), утопию создания человеческими силами как бы «рая на этой земле». На практике такие утопии всегда оборачивались трагическими антиутопиями: насилием, кровью, страданиями, отсутствием всякой справедливости – «земным раем» для узкой группы «сверхчеловеков» и унижением и рабством для всех остальных. Ислам – это религия Божественной справедливости, в которой земная жизнь дана для испытания, а не для попыток создания себе и своей группировке здесь своими силами псевдо-рая. Истинный Рай Аллах даст тем, кто покорился Его воле и прошел через испытания, сохранив веру и добрый нрав.

– Вызывает много вопросов тема разделения религиозной и политической функций в исламе. Многие – и не только мусульмане – привыкли считать, что в исламе эти функции слиты…

– Да, когда я принял ислам 25 лет назад, я столкнулся именно с этим распространенным стереотипом. Но изучение проблемы показывает, что это привнесенное в умму новшество. Причем это новшество только для ислама, потому что для политеистических религий это обычная практика искони. Данное новшество привнесено в ислам из древних культов, где разные вожди и правители отождествлялись с богами, считались «тенью» или «носителем» какого-нибудь бога на земле, вступали с богами в ритуально-символические браки для создания видимости теократии. И все для того, чтобы создать рай на земле для этих «полубогов», а остальных людей использовать как рабов. Для меня очень важным стал факт принятия Всемирным конгрессом татар в Казани в 2017 г. Декларации «Ислам – татарский мир», составленную ведущими богословами Татарстана (с текстом можно ознакомиться на сайте ДУМРТ). Там очень четко проводится разделение функций религиозного и политического в первоначальном исламе, и оно убедительно доказывается далилями из Корана, достоверной Сунны и истории ислама. Причем такое разделение показывал сам благословенный Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха), имевший все виды власти, но отделявший дунью от ахырата и учивший этому других. И его праведные халифы четко следовали этому наставлению. Я постарался более подробно развить эту тему из Декларации, показать столкновение разных политологических позиций.

– В таком случае, кем был сам Пророк и его праведные халифы – религиозными лидерами или политиками?

– Пророк Мухаммад (мир с ним и благословение Аллаха) выступал в Мекке в течение 13 лет именно как пророк и как религиозный лидер. Однако после вынужденной эмиграции в Медину, в которой проживало немало иудеев, а также язычников, он должен был составить уникальный для той эпохи документ – Мединское соглашение, которое еще называют Мединской конституцией, согласно которой он стал также главой поликонфессионального государства. Приведенные в книге примеры убедительно доказывают, что он четко разделял свои религиозные функции от мирских: в религиозных он требовал полного послушания воле Аллаха и своему руководству, в мирских же делах говорил о себе, что он такой же смертный («башар»), как все, и мирские дела надо решать согласно знаниям и опыту.

– Вы являетесь одним из идеологов концепции гражданской идентичности российских мусульман. Сегодня она особенно востребована в условиях СВО. Есть ли идейная связь между двумя этими проектами, реализованными при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования?

– Безусловно, связь есть, но не прямая. Учебное пособие и вышедшая сейчас монография имеют свою специфику и свое назначение. Первое для учащихся, второе для объективного и системного изучения конкретного политического явления, использующего исламских фактор в мирских целях. Но тема различения религиозного и мирского, политического, присутствует в обоих изданиях. В монографии я постарался показать, что попытки слияния в массовом сознании этих двух разных областей имеют своим происхождением политеизм, а монотеизм, начиная с праведного ханифа Ибрагима (мир с ним), как раз и начал различать и функционально разделять эти области. В этом принципиальное отличие монотеизма от политеизма, но не всегда и не всем в истории удавалось сохранить монотеистические принципы. Можно также сказать, что отказ от концепции «политического ислама» способствует осознанию мусульманами, живущими в преимущественного немусульманских странах, своей гражданской идентичности и является путем к всесторонней интеграции мусульманских общин в общественную жизнь.

Автор: Марат Расулов

Источник: https://islamnews.ru/news-ot-politicheskogo-islama-k-grazhdanskoy-identichnosti-musulman

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×