Каково жить с приверженцем радикального ислама? История семьи из Астаны
Жить с приверженцем деструктивного религиозного течения. Каково это? Об этом не понаслышке знает 37-летняя жительница Астаны Асем. В распоряжении редакции Today.kz оказалось письмо женщины, которая пережила страх, боль и отчаяние.
Ее супруга зовут Серик. Ему 40 лет, он – салафит. По словам женщины, когда они только познакомились, мужчина был скромным, отзывчивым, добрым и внимательным. Молодые люди любили друг друга, и, казалось бы, ничто не могло помешать их счастью.
«Когда он стал участником этого движения, слушать лекции Назратуллы абу-Марьям, я перестала его узнавать. С его стороны появилась агрессия. Он стал часто на меня кричать, избивать. Последние пять лет он живет только по правилам этого религиозного течения. Как только я родила сына, он стал меня унижать, держал взаперти дома, подальше от себя и ребенка. Он срывался на малыша, чтобы тот не плакал», – поделилась женщина.
Измотанная постоянными конфликтами и эмоционально подавленная Асем решила уйти от мужа. Для Серика это заявление было полной неожиданностью. Он ушел из дома на три дня, а когда вернулся, связался со своим «учителем» из Саудовской Аравии.
«Этот мужчина говорил о том, что якобы в нашей стране насилие, нет порядка, законов. Якобы если мой муж хочет, чтобы я была покорной ему, нужно переехать в Саудовскую Аравию. Естественно, меня такой совет не устроил. Тогда муж предложил переехать в Алматы», – рассказала Асем.
Женщина согласилась уехать в Алматы. Как только они перебрались в новый город, Серик продолжил вести себя агрессивно, запрещал Асем общаться с ребенком. Поняв, что ее супруг не изменится, она окончательно решилась на развод.
«Из-за того, что муж запрещал общаться с ребенком, у нас с сыном не сложились отношения. Когда мы с Сериком расставались, супруг негативно настроил ребенка против меня. Сейчас же я хочу встать на ноги, оправиться после пережитого, вернуть ребенка», – заключила Асем.
Подобных историй в Казахстане десятки, а то и сотни. Возникает ряд вопросов: чем опасны деструктивные религиозные течения, как быть людям, чьи близкие поддались этому влиянию, а также какую помощь им может оказать государство? В ситуации нам помог разобраться устаз мечети «Хазрет Султан» Максатбек Каиргалиев.
«Для понятия специфики методов вербовки деструктивных сект нет одного алгоритма. Это комплексные меры, которые используют вербовщики. В первую очередь, это социальные сети, ролики, пропагандирующие исключительность и избранность той или секты. Медленно и поэтапно деструктивные секты приходят к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений с родственниками, друзьями, работниками мечетей, которые могут помешать пребыванию в культе.
Их цель одна — сформировать зависимый тип личности
Происходит замена наиболее близких человеку людей на новых «духовных сестер и братьев», «шейхов», «Алимов» и прочих», – отметил эксперт.
По его словам, вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя его, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, использования Интернета, а также других источников информации, где могут разъяснить те или иные религиозные вопросы более компетентные ученые.
Подобный метод исключает возможность критического мышления, самостоятельно принимать решения, подчеркнул Каиргалиев.
По данным Центра исследования проблем религий акимата Астаны (ЦИПР), только в столице насчитывается порядка 1 500 приверженцев деструктивных религиозных течений. И ЦИПР, и ДУМК проводят индивидуальные и общие профилактические мероприятия по адаптации приверженцев деструктивных религиозных течений к ценностям казахстанского общества. С ними работают психологи, теологи, юристы.
«Мы стараемся заполнить тот вакуум который был создан их псевдоучителями, а также изменить их представление о традиционном исламе, переубеждая на основе доказательств классических источников исламской богословской мысли. Оказываем им помощь путем организации индивидуальных занятий, бесед и предоставлением литературы», – отметил Максатбек Каиргалиев.
Пострадавшие от деструктивных религиозных течений могут обратиться в ЦИПР. 24 часа в сутки работает «Телефон доверия». Набрав 2288, можно получить психологическую и правовую помощь.
Поддержку могут оказать и в Духовном управлении мусульман Казахстана. Благодаря работе специалистов, в 2018 году от радикальных взглядов отказались сотни казахстанцев.
«Некоторые из тех, кто вернулся к традиционной религии, официально заявили о своих религиозных взглядах и позициях. Приверженцев радикализма смущало негативное отношение пропагандистов деструктивных течений к традициям, обычаям, государственным символам», – рассказали в ДУМК.
Свыше 500 граждан страны, таких же, как супруг героини нашего материала, не побоялись обратиться за помощью и кардинально изменили свою жизнь.