Социальные сети – угроза миру?
Социальные сети как инструмент изменения сознания адептов псевдорелигиозных организаций
Абильмаликов Куаныш, магистр истории КГПУ имени У.Султангазина
С созданием Интернета в XX в. социальные сети века XXI стали занимать важную роль в жизни каждого человека на планете. WhatsApp, Viber, Twitter, Facebook, Intagramm, В Контакте, Одноклассники, Майл.ру стали платформой для обмена информацией, развлекательных игровых систем для игроманов, быстрой связи коммуникации между пользователями. Но самым важным в современном веке стало превращение соцсетей в платформу для получения «разъяснительно-любознательно-познавательной» информации, которая предоставляется в виде иллюстрированных «новостей», фейковых демотиваторов, юмористических гифок, небольших видеороликов. Опрос среди молодежи Костанайской области проведенный представителями ОФ «Ассоциации психологов Костанайской области» показал, что 25% времени (6 часов) в сутки занимают социальные сети, которые поглощают внимание во время учебных занятий, приема пищи, поездок в автобусе, свободного времени в домашней обстановке.
Социальные сети, придуманные как виртуальное пространство для общения стали инструментом влияния на массовое сознание, превратившись в огромное информационное поле, которое стали использовать блогеры, СМИ, государственные органы, деятели культуры, общественные объединения и т.д. также стали использовать социальные сети в качестве средства донесения информации до пользователя, где научились использовать более простые тексты с укороченными фразами и слабыми логическими связями.
Но самым главным феноменом социальных сетей стало формирование клипового мышления, создаваемого с открытием кинематографии и превращения в современное кино со всеми его спецэффектами. Видеоролики, гифки, фильмы в социальных сетях стали информацией, которая носит конечный и готовый продукт в виде замысла автора или режиссера, не предполагающий процесс рассуждения, мышления или анализа. Более 70% пользователей соцсетей воспринимают информацию через визуальные формы подачи информации.
Благодаря знаниям современных процессов в области человеческой психологии и физиологии некоторые псевдорелигиозные организации стали использовать социальные сети в качестве средства для формирования общественного сознания, изменения индивидуального сознания человека, потому что в социальных сетях легче всего работать с человеком, который уже получает готовую информацию. Так известно, что большинство последователей ИГИЛ в европейских странах были завербованы через социальные сети, в которых активно пропагандировался образ ИГИЛ как «справедливого государства», живущего по установленным божественным законам. Через соцсети создавался активно образ «благородных рыцарей», «воинов», которые борются против несправедливого режима светского лидера Башара Асада в Сирии. По тем же социальным сетям можно посмотреть видеоролики казни людей которые были признаны врагами ИГИЛ. И здесь также действует очень тонкое знание психологии рядового человека. Казни «неверных», крестоносцев, всегда выглядят как картинка из кинофильма, которая не воспринимается всерьез, но несет скрытый идеологический подтекст. Где казненные, одетые в оранжевую робу, и палачи в черных одеяниях выглядят эпично на берегу моря или в пустыне. Здесь применялся принцип «хлеба и зрелищ», известный со времен Древней Вавилонии, Персии и Рима. Современному молодому человеку интересно все, потому проявляется любознательность и любопытство, жажда познания мира, которая приводит к получению информации вредной для традиционных ценностей, заложенных нашими предками. Помимо формирования клипового мышления, которое атрофирует критическое мышление, социальные сети становятся причинами множества других явлений влияющих на сознание современной молодежи, которые активно используют профессиональные специалисты деструктивных религиозных культов и организаций. Это формирование стереотипного мышления, разжигания межрелигиозной розни через различные опросники, участие пользователей в информационных войнах, которые перекинулись с газетных периодических изданий в виртуальные информационные пространства.