Религиозный таргет в социальных медиа: угроза или нет?

В условиях ограничений и социального дистанцирования многие религиозные пропагандисты перешли в онлайн-среду, где развились новые формы деятельности, такие как онлайн-богослужение, онлайн-благотворительность и онлайн-жертвоприношение. Отечественный религиовед Асылбек Снадин в интервью порталу “kazislam.kz” рассказал об угрозах религиозной пропаганды в социальных сетях и его влияние на общество.

– Переход религии в интернет начался давно, но сейчас происходит полноценный скачок со стороны многих конфессий на те же онлайн-богослужения, онлайн-пожертвования и т.д. Что Вы скажете по этому поводу? Как вы оцениваете роль религиозной пропаганды в эпоху цифровых технологий?

– Религиозная пропаганда в онлайн-среде получила новый импульс именно после пандемии. Сегодня люди все больше обращаются к интернету и социальным сетям для поиска духовного руководства и утешения. Cегодня онлайн-платформы позволяют религиозным лидерам достичь широкой аудитории и предложить им религиозные услуги и материалы, такие как онлайн-богослужение или духовные наставления. Такие возможности стимулируют развитие религиозной пропаганды в онлайн-среде.

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, предлагая нам возможность соединяться с людьми по всему миру и делиться информацией. Одной из заметных тенденций в сфере социальных медиа является религиозный таргетинг, то есть использование социальных платформ для целевой аудитории с религиозными интересами.

В разное время катализатором развития общества становились различные волнения. Современные события также не являются чем-то особенным. Несколько лет назад в интернете также велись активные дебаты о электронных лампах в Ватикане и легитимности онлайн-пожертвований и выплате закят через онлайн-автоматы, и сегодня многие люди активно используют банковские услуги для выплаты религиозных пожертвований. В прошлом году ДУМК в кратчайшие сроки организовала онлайн «Курбан Айт» и через интернет-платформу также продавала жертвенных овец.

– Каким образом религиозная пропаганда влияет на общество и верующих?

– Религиозная пропаганда в онлайн-среде может оказывать значительное влияние на общество и верующих. Она может способствовать формированию сообщества верующих, обмену духовными идеями и поддержке друг друга. Однако, необходимо быть осторожными и критически оценивать информацию, получаемую из онлайн-источников, чтобы избежать потенциального манипулирования или экстремизма. Кроме того, религиозная пропаганда должна уважать права и свободы каждого человека и способствовать взаимопониманию и толерантности между различными религиозными группами.

– Какие преимущества и вызовы связаны с религиозной пропагандой в социальных сетях?

— Одним из преимуществ религиозной пропаганды в социальных сетях является доступность и масштабность. Онлайн-платформы позволяют религиозным лидерам достичь людей в разных регионах и культурных контекстах. Это способствует распространению религиозных идей и взаимодействию с аудиторией.

Тут так же надо отметить, целенаправленное воздействие на общество, особенно на молодежь, осуществляется путем активного распространения и пропаганды экстремистских и террористических идей через интернет-ресурсы, в том числе социальные сети. Неразвитость навыков критического мышления в обществе, а также систематическое и планомерное распространение радикальных религиозных идей в интернет-пространстве позволяют включать и привлекать новых членов в ряды террористов и экстремистов. Кроме того, превращение социальных сетей в основной источник информации, непрерывный поток информации и их доступность создают условия для быстрого и широкого распространения религиозных радикальных идей. При этом невозможно полностью ограничить материалы, пропагандирующие религиозные экстремистские и террористические идеи в интернет-пространстве.

Таким образом, текущая ситуация показывает, что профилактика религиозного экстремизма в обществе эффективно осуществляется через усиление информационной, познавательно-просветительской работы и повышение критического мышления и религиоведческой грамотности.

– В последнее время мои знакомые высказывают свои жалобы на то, что во время просмотра «Youtube» или серфинга в «Instagram» есть реклама на религиозную тематику и разных конфессий. Разве все это не целенаправленная пропаганда или даже может быть вербовка?

– Следует отметить, что процесс распространения религии и в целом религиозного промоутинга является естественной неотъемлемой функцией и частью многих религий. А у некоторых этому процессу придается особое значение. Например, в христианстве существует такое понятие, как «евангелизм» – способ донести «Евангелие» об Иисусе Христе для тех, кто вообще не знает христианства. Однако в рамках нашего законодательства такие пропагандистские услуги могут осуществляться только в специальных местах, зарегистрированных официальными органами.

– То есть, если ко мне на улице кто-то подойдет с информационными листовками о религии или кто-то попытается рассказать мне пропаганду о религии вне храма, то это будет считаться вне закона?

–  Очевидно. Зная о таких ограничениях, некоторые пропагандисты религии начали использовать социальные сети в качестве новой области для распространения своих учений. Например, распространения религиозных ценностей в прямых эфирах «Instagram» представляет как потенциальные возможности, так и вызовы. С одной стороны, он предоставляет платформу для открытого обсуждения и взаимодействия между религиозными индивидами, что способствует распространению знаний и толерантности. С другой стороны, такой промоутинг может быть сложным в контроле и модерации, что приводит к распространению ошибочной информации или деструктивных идей. В ответ на эти вызовы, необходимы более эффективные методы фильтрации и модерации контента, чтобы бороться с дезинформацией и предотвращать негативные воздействия на общественное мнение. Социальные сети особенно популярны среди молодежи. Многие молодые люди открывают религиозную грамоту в социальных сетях и в интернете. В сети Интернет широко распространены исламские ресурсы по обучению, обучению молодежи. Так, в республике зарегистрировано 1357 ассоциаций по запросу слова «Ислам» из социальной сети «Вконтакте», 88 ассоциаций по слову «Коран», 181 сообщество по слову «Сунна» и др.

–  Что делать при встрече с таким религиозным таргетом?

– Я обычно нажимаю на механизмы обжалования и соответственно отправляю жалобу официальным администраторам социальной сети. Главная цель – не дать такой деструктивной, противоречивой информации достичь следующих людей, не отравить сознание молодых людей, которые еще не различили черное и белое. А если вы сталкиваетесь с пропагандой терроризма или экстремизма, то можете обратиться в сеть доверия КНБ или в уполномоченные правоохранительные органы.

-Спасибо за интервью

Источник: Религиозный таргет в социальных медиа: угроза или нет? | KAZISLAM.KZ

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×