Бывшая салафитка из Алматинской области Каламкас Аманжанова (имя изменено) рассказала корреспонденту Sputnik Казахстан, что приняла ислам в 2001 году – тогда ей было 19 лет. На протяжении 11 лет девушка жила по правилам салафизма, однако затем решила уйти из религии по ряду причин.
Салафизм – одно из течений в исламской религии, считающееся деструктивным.
В ДУМК сказали, что салафизм отличается буквализмом: тексты шариата воспринимаются буквально и не приемлют интерпретации.
«Салафиты отличаются монополизацией истины, то есть считают верным путь только свой. Все остальные – заблудшие», — рассказали в ДУМК.
Наша героиня почти всю свою юность провела под его влиянием, и в беседе с корреспондентом Sputnik она призналась, что ей жаль этих лет.
Сейчас Каламкас работает и вместе с супругом воспитывает двоих детей. К слову, решение уйти из религии принял и ее супруг.
«Я приняла ислам 1 сентября 2001 года. Это случилось после того, как я переехала к своей сестре – в их семье все читали намаз и проповедовали религию. Родственники постоянно спрашивали меня: «Когда ты начнешь читать намаз?». Буквально склоняли к этому», — вспоминает женщина.
В том же году она поступила на учебу в Казахстанско-Арабский духовный университет. Ректор попросил ее не приходить в университет без платка. Каламкас вспоминает, что ей было очень сложно свыкнуться с тем, что женщина не должна показывать свои волосы.
«Мне говорили, что я должна носить длинные платья или юбки, но никак не брюки. Постоянное ношение платков, в любую погоду. В те годы я была не готова ко всему этому. Но пришлось свыкнуться», — отметила Каламкас.
На протяжении долгих лет женщина исправно подчинялась всем требованиям, однако в 2009 году приняла судьбоносное решение – она сняла хиджаб, несколько позже перестав читать и намаз. Против этого решения тогда выступил супруг Каламкас, но вскоре поддержал ее и тоже ушел из религии.
«Мой муж принял ислам в 2003 году. Он состоял во многих сектах, придерживался разных течений, таких как салафизм, суфизм. У него была жена до меня, но она не приняла ислам, поэтому они разошлись. Как познакомились? В исламе нельзя просто так прийти к человеку и сказать, что он тебе нравится. Невесту и жениха представляют друг другу третьи лица. Также и мы с ним познакомились», — отметила Каламкас.
Сейчас она может себе позволить носить любую одежду, которая нравится. Однако надевать короткие юбки или шорты Каламкас еще не решается.
«Дьявол кроется в глазах»
Отвечая на вопрос, есть ли какие-то ограничения в отношении членов семьи в салафизме в зависимости от пола или возраста, Каламкас ответила утвердительно.
«Проблемы неправильного религиозного воспитания идут из детства. Детей начинают обучать исламу с раннего возраста. К примеру, мальчики в 12 лет уже обязаны одеваться, как полагается, и читать молитву пять раз в день», — сказала женщина.
Каждый вечер в салафитских семьях старшие проверяют, кто и что делал на протяжении всего дня, добавила Каламкас. Также детям запрещают смотреть мультфильмы и многие фильмы.
«В целом мы мало смотрели телевизор. Можно было только выпуски новостей. Салафиты верят, что дьявол воздействует на людей через глаза. К примеру, нельзя вешать в квартире картину с глазами. Нужно украшать жилище изображениями природы. Также нельзя ставить изображения людей или животных. Говорят, что через их глаза дьявол может подкрасться ночью», — рассказала Каламкас.
Отношение к женщинам и девочкам
Женщин нельзя дискриминировать или унижать, но для них всегда есть ограничения в свободе действий или выбора, отметила женщина.
«Жесткое отношение к женщинам, конечно. На улице нельзя смотреть прохожим в глаза. Летом женщины обязаны носить душную одежду, которая закрывает все части тела. Когда летом на рынок выходишь – пот льется с тебя, как вода в душевой. В доме нельзя находиться без платка, особенно когда приходят гости. Случалось, что я часто падала с лестниц из-за длинных платьев, потому что они должны быть ниже щиколотки. Нельзя носить блестящую или яркую одежду», — сказала женщина.
Отметила Каламкас и то, как сложно девочкам, которые растут в таких семьях. Носить платок они обязаны с детства.
«Особенно тяжело им в общеобразовательных школах. Остальные ученики видят в таких девочках «белую ворону». Девочки находятся под постоянным давлением. С одной стороны, учителя и директор говорят, что нужно снять платок, с другой – родители, которые делать этого не разрешают. Все это сказывается на психологическом состоянии детей. Не понимаю обязательства носить платок, если честно. Мы живем в светской стране. Я бы поняла, если бы мы жили в Объединенных Арабских Эмиратах», — говорит Каламкас.
Она добавила, что не должно иметь значения, кто и как одевается. По ее мнению, самым главным в религии остаются намерения человека.
«Я тоже мать двоих детей. Но я не заставляю их одеваться, как мне угодно, или верить в ту или иную религию. Это их дело. Если я снова захочу начать молиться, то я начну. Но сама. Я не заставлю детей этого делать и хочу посоветовать того же всем родителям в Казахстане», — заявила Каламкас.
Небо и земля
Бывшая салафитка считает, что приверженцы этого движения усложнили себе ислам, заявив, что нет никакой альтернативы их мнению и порядкам.
«Это сплошной беспорядок. Сейчас, спустя столько лет, мои глаза «открылись». Я начала читать и изучать Коран. Только сейчас я понимаю, что в исламе нет ничего запутанного и сложного. То, что проповедуют салафиты и чего придерживаются обычные верующие, – небо и земля. В салафизме многое запрещено. Хотя это же самое разрешено по Корану. Многие молодые люди сейчас обращаются к религии. Я хочу, чтобы они обращали внимание на свою интуицию, уважали свое мнение и окружающих. Не стоит прибегать к деструктивным религиозным течениям, где у вас не будет своего мнения», — резюмировала Каламкас.
В пресс-службе Духовного управления мусульман Казахстана корреспонденту Sputnik рассказали, что наиболее радикальные салафиты практикуют такфир — это понятие предполагает обвинение других, но не себя, в неверии.
«Это может распространяться и на тех, кто считает себя мусульманином, но не читает намаз. Могут считать неверными даже тех, кто читает намаз, но не разделяет с ними взглядов и подчиняется законам, придуманными людьми. Не приемлют национальные обычаи и традиции», — заключили в ДУМК.
Напомним, что запрет течения «салафизм» пока не рассматривается в Казахстане, так как это не организация, а взгляд на религию.