Кукловоды экстремистов решают геополитические задачи — эксперт
Какова идеология экстремистских организаций, чего они добиваются, как входят в доверие к гражданам и как не попасться в ловушку сеятелей хаоса? За ответами на эти вопросы корреспондент 365info Амир Жанузаков обратился к председателю РОО «Контртеррористический комитет» Аманжолу Уразбаеву.
Угрозы для Казахстана
— Какие религиозно-экстремистские организации в настоящее время представляют опасность для Казахстана?
— Решением суда на территории нашей страны запрещено более 20 террористических и экстремистских организаций. В основном это достаточно известные в мире, использующие радикальные методы достижения целей. Наиболее известны из них «Аль-Каида», «ДАИШ», «Боз гурт» и другие.
Есть и сугубо региональные, такие как «Талибан», «Хизб-ут Тахрир», «Исламская партия возрождения Таджикистана», «Исламское движение Узбекистана». Каждая из запрещенных организаций проявила себя источником дестабилизации обстановки в том или ином регионе мира.
Что же касается угроз Казахстану,
наиболее опасными источниками радикализации, на наш взгляд, являются структуры, внушающие казахстанцам отказ от обычаев и традиций великих предков, от понимания своей идентичности как независимой страны и суверенной нации.
Независимо от того, какой религиозной риторикой они прикрываются. В равной степени это относится к деструктивным течениям, прикрывающимися Кораном, Библией или геополитическими интересами.
К сожалению, долгие годы мы закрывали глаза на распространение различных деструктивных культов в Казахстане. Однако после серии террористических проявлений 2011-2012 годов пришло понимание необходимости привлечения всех ресурсов государственного и общественного воздействия.
«Они побывали в аду»
— Чего добиваются религиозные экстремисты?
— Экстремизм и терроризм несут хаос и смерть. Яркий пример — попытка создания так называемого «исламского государства» «ДАИШ». Ведь туда по призыву опытных вербовщиков устремились тысячи сторонников «чистой веры» со всего мира.
Они сумели отвоевать достаточно большие территории в Сирии и Ираке, в том числе нефтеносные. Заполучили доступ к огромным финансовым ресурсам, создали подобие государственных атрибутов — от суда и армии до административных структур.
И что в итоге? Создали «рай на земле», где царит «счастье для добропорядочных мусульман»? Ровно наоборот.
Немногие чудом вернувшиеся живыми казахстанцы, наверное, уже никогда не смогут забыть пережитый ими кошмар
Там они при жизни смогли побывать в аду. До них слишком поздно дошло, что они стали пешками в большой политической игре за власть и ресурсы.
Ради чего сеют хаос?
— Откуда экстремистские организации черпают деструктивные идеи?
— Их вкладывают в страждущие головы те, кому нужен хаос, когда можно решать геополитические задачи в том или ином регионе. К примеру, проповедников человеконенавистнической идеологии, распространяемой в нашей стране, называют салафиты/ваххабиты. При этом добавляют, что это официальная религия Королевства Саудовская Аравия, хранительницы святынь ислама.
Но никто из адептов при этом не задумывается над вопросом:
неужели насаждаемое у нас мракобесие является нормой жизни в процветающем королевстве? Отнюдь.
Программа «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», инициированная наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, дает прямо противоположный ответ.
Одна из богатейших стран мира провозгласила и активно внедряет самые креативные новации во всех сферах жизни, экономике, политике, культуре. Демонстрируя самые позитивные преимущества своего государственного устройства.
В числе примеров очищения духовной сферы жизни саудовского общества задержание по запросу Казахстана властями Саудовской Аравии казахстанских интернет-проповедников деструктивной направленности Абдухалила Абдужаппарова, Дильмурата Махаматова, Назратуллу Абдукадырова и других.
Вера и общество
— Предполагает ли традиционное исламское вероучение собственную эволюцию вслед за развитием общественных отношений?
— Задайте вопрос в интернете – что дали мусульманские ученые миру? И вы будете приятно поражены: от алгебры и астрономии до современной химии и предметов личной гигиены. В этом ряду стоят широкие возможности в вопросах модернизации и развития общества.
В нашей общей истории есть примеры позитивного влияния веры на процесс совершенствования общественно-политической и интеллектуальной жизни соотечественников.
Одним из ярких проявлений попыток модернизма является движение, получившее название «джадидизм». Оно распространилось на рубеже 19-20 веков преимущественно среди поволжских и крымских татар, башкир, казахов и других народов, придерживающихся ханафитского мазхаба.
«В широком смысле джадидизм был движением за распространение просвещения, развитие тюркских языков и литературы, изучение светских дисциплин, использование достижений науки, равноправие женщин…» По меркам того времени, это были призывы к революционным преобразованиям.
— В какой мере традиционный ислам может интегрироваться в современное общество?
— За примерами интеграции религии в современное общество далеко ходить не надо. Каждая мировая религия в любой точке нашей планеты демонстрирует, как истинная вера, духовность могут позитивно сочетаться с реалиями сегодняшнего дня.
Ведь глубоко верующий человек независимо от религиозной конфессии отличается прежде всего доброжелательностью и любовью к ближнему
Это люди, желающие благополучия и процветания всему своему окружению и миру в целом.
Такой человек не пойдет на преступление и постарается уберечь других от зла. Граждане страны, имеющие такие духовные скрепы, помноженные на знание истории, обычаев и традиций народа, будут самым крепким фундаментом своей родины и конечно же будут способствовать превращению ее в самое лучшее место на земле.
Технология обмана
— Вернемся к теме экстремистов. Как им удается привлекать сторонников?
— Проповедники экстремизма прежде всего прекрасные психологи. Их слова падают на благодатную почву, готовую впитать недостающее сочувствие, сопереживание, «дружеское» плечо, чувство единения с общиной и наконец возможность зарабатывать на хлеб насущный. Их лидеры, как правило, весьма харизматичные личности.
Методики вербовки новых адептов расписаны до мелочей. При этом самое сложное в этом процессе — пробудить первичный интерес.
Поэтому самыми уязвимыми для вербовщиков являются те, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Мне довелось слышать десятки трогательных и трагических историй жизни. Каждая из них заслуживает отдельного повествования… Как показывают исследования, подавляющее большинство адептов нетрадиционных, в том числе деструктивных течений, оказались там из-за личных проблем и элементарного отсутствия критического мышления.
Результаты проводимых РОО «Контртеррористический комитет» опросов граждан, ярко демонстрирующих религиозную принадлежность, показывают, что лишь 20% опрошенных имеют относительно глубокие знания, и то почерпнутые из интернет-ресурсов проповедников псевдоислама. Остальные 80% обладают самыми поверхностными знаниями, зачастую не отдавая себе отчета, куда может привести их этот путь.
Знание против зла
— Как законопослушному мусульманину различить экстремистского проповедника, не поддаться на его уловки?
— Портрет вербовщика радикальных течений ничем не отличается от портрета любого доброжелательного собеседника. На первом этапе.
По мере вовлечения новых адептов им поэтапно доводятся основные постулаты «истинной веры». Одними из ключевых являются отрицание светских законов государства проживания, агрессия и неприятие тех, кто не в их умме.
Если человек вовремя не «включает» у себя критическое мышление, не пытается провести сопоставительный анализ, он в скором времени оказывается очередной «заблудшей овечкой».
Самый основной критерий деструктивного течения или секты – беспрекословное подчинениелидеру.
Наряду с изложенным отрадно отметить, что в последние годы как с позиции государства в лице министерства общественного развития, так и Духовного управления мусульман Казахстана предприняты достаточно большие усилия по совершенствованию предупредительно-профилактической работы в сфере противодействия насильственному экстремизму.
Так, руководство ДУМК сумело взрастить целую плеяду молодых имамов, обладающих прекрасными знаниями и ораторским искусством.
На просторах интернета широко распространяются их проповеди и разъяснения. Эта новая тенденция, которая, на наш взгляд, должна быть правильно воспринята молодыми людьми, стремящимися к Вере вместо радикализма и мракобесия.