Несмотря на то, что экстремистская и террористическая деятельность в последние десятилетия стала одним из общих вызовов для мирового сообщества, каждая страна выбирает свои подходы и инструменты в борьбе с ней. Понять, чьи методы наиболее эффективны, а чьи не приносят особых результатов, позволяет в том числе Глобальный индекс терроризма (Global Terrorism Index), который ежегодно составляется международной группой экспертов под эгидой Института экономики и мира (The Institute for Economics and Peace).

Конкретно Казахстану в прошлом году зарубежные эксперты отвели 93-е место из 135, тем самым констатировав низкий уровень террористических и экстремистских рисков в стране. Но, как считают уже отечественные специалисты, это не повод расслабляться, а, наоборот, — хорошая возможность укрепить свои позиции. О том, в каких направлениях не помешало бы усилить профилактические меры в борьбе с радикальными организациями, мы беседуем со старшим научным сотрудником Отдела международных исследований КИСИ при президенте РК Анастасией Решетняк.

— Почему так важно бороться с терроризмом и насильственным экстремизмом?

— Проблемы терроризма и экстремизма последние два десятилетия считаются одними из наиболее серьезных практически во всех государствах. Без исключения все регионы мира сталкивались с жестокими террористическими атаками, выступлениями экстремистских групп. Апогеем стала ситуация вокруг ИГИЛ (террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта), развернувшаяся с 2013 года в Ираке и Сирии и потребовавшая мобилизации сил международной коалиции для защиты мирного населения и сохранения территориальной целостности, обеспечения закона и порядка в этих странах. К ИГИЛ присоединились, по подсчетам ООН, сделанным в 2018 году, от 30 до 42 тысяч так называемых «иностранных боевиков-террористов» – выходцев из Ближнего Востока, постсоветского пространства, Европы, Америки, Азии.

При этом религиозно мотивированный экстремизм – не единственно возможная форма. Оправдание насилия как средство достижения политических и иных целей (а именно так можно определить само понятие экстремизма) встречается в последнее время все чаще в форме расизма, антииммигрантской повестки и даже экофашизма – как в странах Запада, так и в других регионах мира.

— Какой бывает профилактика экстремизма и терроризма?

— Существует два основных подхода в противостоянии этим угрозам: «жесткий» и «мягкий». Первый предполагает использование силовых мер и используется в основном правоохранительными органами и спецслужбами: пресечение деятельности экстремистских и террористических групп, блокировка противоправного контента в интернете, борьба с финансированием терроризма и вербовкой и остальные меры, предусмотренные уголовным кодексом.

Второй призван предотвращать возникновение условий, способствующих радикализации, и зачастую более сложен и многогранен, требуя вовлечения всего общества. Тем, кто занимается этой работой, нужно ответить на множество вопросов: что способствует радикализации граждан? Какие группы в большей степени подвержены экстремизму? Какие идеи противопоставить экстремистским сообщениям? Какие социально-экономические условия нужно изменить? И, в конечном счете, как построить общество, защищенное от экстремизма и терроризма?

На многие из этих вопросов ученые все еще не находят ответов. Однако за последние десятилетия уже сформировались общие правила и алгоритмы действий, значительно снижающие уровень радикализации в обществе. Это усилия, направленные на снижение уровня неравенства и ощущения несправедливости среди населения, недопущение маргинализации (потери принадлежности к обществу) отдельных групп и граждан, развитие критического мышления и стимулирование социальной активности.

— А как осуществляется профилактика экстремизма в Казахстане?

— Согласно Закону РК «О противодействии экстремизму» 2005 года, «профилактика экстремизма – это система правовых, организационных, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на предупреждение экстремизма». То, какие именно меры будут применяться на государственном уровне, определяет другой документ – Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Таких в истории Казахстана было две: первая действовала в 2013-2017 годы, нынешняя – с 2018 по 2022 годы.

В первой Госпрограмме фокус в профилактике был направлен на «формирование в обществе толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии». В ее рамках шла адресная работа в отношении «лиц, склонных, а также подверженных радикальной идеологии на религиозной основе» и молодежи. Предусматривалось в каждом населенном пункте вплоть до сельского округа создать «условия для надлежащего культурного, духовно-нравственного, патриотического, физического развития и воспитания детей и молодежи», а также проведение мониторинга интернета, соцсетей и печатных СМИ на предмет поиска пропаганды радикальной идеологии. Был запущен Центр по реабилитации лиц, пострадавших от идеологии религиозного экстремизма и терроризма или попавших под влияние радикальной идеологии.

Текущая Госпрограмма, в которой сохранилась задача по «формированию в обществе иммунитета к радикальной идеологии и нулевой терпимости к радикальным проявлениям», особый упор в этой работе делает на: охват информационно-разъяснительной работой религиозных групп и общин, а также осужденных, отбывающих наказание; укомплектованность информационно-разъяснительных групп специалистами-теологами.

— В чем заключается деятельность информационно-разъяснительных групп?

— Деятельность информационно-разъяснительных групп – одна из наиболее широко применяемых госорганами инструментов. В их состав входят религиоведы, теологи, психологи, представители правоохранительных органов, образовательной сферы, а также лидеры общественных мнений, аксакалы. Они проводят лекции, семинары, тренинги и мастер-классы для школьников и студентов, трудовых коллективов, а также в центрах неформальной занятости (например, на базарах).

Цель работы информационно-разъяснительных групп – рассказать гражданам об угрозе терроризма и экстремизма, объяснить, какими методами пользуются вербовщики и как им противостоять. Кроме того, члены таких групп должны продвигать так называемые «альтернативные нарративы» в противовес экстремистской повестке: раскрывать преимущества жизни в светском обществе, разъяснять правовые нормы, объяснять, куда человек может обратиться в трудной жизненной ситуации. А это очень важная работа.

Сложность, признаваемая многими специалистами, заключается в том, что не разработано единого стандарта этой деятельности. С одной стороны, это не позволяет контролировать, какие именно ценности продвигает конкретная информационно-разъяснительная группа, а, с другой, – делает практически невозможной оценку эффективности данной работы.

— А как происходит онлайн-контрпропаганда?

— Все более важной составляющей работы госорганов становится деятельность в интернете и социальных сетях. У каждого управления по делам религий в областных акиматах есть аккаунты в твиттере, инстаграме, фейсбуке, вконтакте, на видеоплатформах. В основном, ввиду специфики своей работы, они продвигают религиозную повестку – нарратив «традиционного» для Казахстана ислама ханафитского мазхаба, а также такие ценности как мультикультурализм, толерантность.

Влияние этого компонента особенно возросло в период пандемии. Прямые эфиры в социальных сетях с участием профессиональных теологов и религиоведов, психологов и государственных деятелей собирали аудиторию размером в несколько сотен человек.

— Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы усилить противодействие экстремистской и террористической деятельности?

— В Казахстане вопросу профилактики экстремизма и терроризма уделяется значительное внимание. При этом, однако, основной фокус делается на религиозную составляющую (официально борьба идет только с религиозным экстремизмом). Подход к проблеме с такой перспективой «сужает» ее, но фактически исключает из поля зрения государства возможную радикализацию по другим направлениям.

Для повышения осведомленности граждан о проблеме необходимы усилия не только государства, но и гражданского общества, самих граждан. Именно они зачастую оказываются «на передовой», и первые могли бы упредительно реагировать в случаях проявления насильственного экстремизма. Для этого более интенсивно необходимо продвигать практическую информацию об алгоритмах действий в критических ситуациях, работать над повышением качества обратной связи с населением.

В то время как необходимость введения «религиозной грамотности» в качестве дисциплины в школах, колледжах и вузах широко обсуждается в обществе, остается в стороне коренная проблема: как не допустить влияния на молодежь любой деструктивной идеологии – будь она религиозная или какая-либо еще? Согласно международной практике, существенная польза могла бы быть от уроков логики и критического мышления.