Кадровый вопрос для духовенства
В конце июля Нурсултан Назарбаев на встрече с председателем духовного управления мусульман Казахстана Верховным муфтием Ержаном Маямеровым затронул актуальные вопросы духовной жизни и религиозного образования в стране. «К-АГРО» решила выяснить, каковы особенности обучения религиозных кадров для нашего региона.
«Кадровая проблема не столь остра»
В Костанайской области 23 мечети. Их деятельность возглавляют и направляют имамы, большая часть которых – выпускники медресе или Исламского университета «Нур-Мубарак» (Алматы). Некоторые из них прошли трехмесячную переподготовку. В сентябре 2014 года будет проведена очередная аттестация имамов Костанайской области. – Несколько лет назад были ужесточены правила отбора и приема в духовные учебные заведения, – сообщил «К-АГРО» наиб-имам Костанайской областной мечети им. Марала Ишана Бакытжан Икрам. – Каждый абитуриент обязан иметь хороший аттестат о среднем образовании (желательно без троек), должен посещать школу при мечети, читать Коран, знать на начальном уровне законы шариата, совершать намаз, быть физически и духовно здоровым. После собеседования мы рекомендуем поступление в одно из восьми медресе или Исламский университет «Нур-Мубарак». Несколько костанайцев получают духовное образование за границей: в Турции, Египте и Пакистане. Но все же ощущается нехватка квалифицированных кадров. Сейчас 31 человек из Костанайской области обучается в различных духовных учебных заведениях: 12 человек – в Исламском университете и 19 – в различных медресе республики. Один из них – Айбек Жусупбеков – получает образование в медресе Актобе. – Мы обеспечены бесплатным питанием, общежитием, библиотекой, – рассказывает Айбек. – Через год я окончу медресе и буду служить в Костанайской области. В этом году еще 19 выпускников школ региона намерены получить духовное образование. – Кадровая проблема в области не столь остра, как в некоторых других регионах страны, – отметил Бакытжан Икрам. – Скоро будут предприняты некоторые изменения в ряде мечетей. Мы повысили требования к моральному облику священнослужителя. Высшее духовное образование без нравственной чистоплотности, уважения к окружающим не является гарантом успешной деятельности.
Смирение через самовоспитание
В православной церкви воспитание священнослужителей осуществляется несколько по-другому. Священник Димитрий – студент Алматинской духовной семинарии. Он уже имеет сан иерея. Отучившись полтора года в Ташкентской семинарии, перевелся в Алматинскую духовную семинарию, где сейчас получает образование заочно. В Костанай отец Димитрий приехал из южной столицы вследствие недостаточного количества служителей церкви в нашем регионе. Здесь нагрузка больше. – В детстве я посещал воскресную школу, однажды мне предложили стать пономарем, – рассказал иерей Димитрий. – В 8 классе у меня появилось желание стать священником. При православных церквях имеются воскресные школы для детей. Отметим, что здесь проводятся беседы и со взрослыми. Данные учебные заведения дают понятие о религии, Библии и ее истории, богослужении, поведении в храме. – В системе среднего образования имеются общеобразовательные православные школы, например Петропавловская средняя школа, – отметил отец Димитрий. – Алматинская духовная семинария реализует программу высшего православного духовного образования. Для поступления в духовную семинарию необходим аттестат о среднем образовании и еще ряд других обязательных документов. Окончив ее, выпускник становится бакалавром богословия. Данное учебное заведение было образовано в 2010 году. Здесь готовят клириков, регентов и псаломщиков для приходов православной церкви Казахстана. Проживание, питание, обучение – все бесплатно. Срок обучения – пять лет. – Самое сложное – не поступить в учебное заведение, а удержаться здесь, – отметил отец Димитрий. – Идет внутренняя борьба с собой, в результате которой достигается смирение. Самовоспитание играет огромную роль в жизни будущего служителя церкви. Не каждый выпускник семинарии становится священником. Большой упор делается на изучение языков: казахского, русского, церковнославянского, латинского, греческого, древнееврейского. Все учащиеся живут с единой верой и идеей. По окончании семинарии можно продолжить обучение в Московской, Санкт-Петербургской, а также Киевской духовных академиях.
Вера начинается со школы
Отец Славомир приехал в Казахстан из Польши полтора года назад, получив разрешение епископа. Уже год он служит в Римско-католическом приходе Успения Богородицы в Костанае. Его приезд в РК – случайность. Священника пригласил архиепископ Томаш Пэта из Астаны, когда гостил в Польше. Их встреча произошла на одной из местных автозаправок. Высшее католическое религиозное образование имеет двухступенчатую систему, как и высшее образование в Казахстане – бакалавриат и магистратура. Для начала необходимо окончить 11 или 9 классов школы и колледж. Высшая духовная семинария в Караганде является единственным католическим учебным заведением в Средней Азии. Срок обучения – семь лет. По ее окончании выпускнику выдается диплом магистра. Данный документ свидетельствует лишь о наличии высшего образования. Священником становятся только после совершения отдельного обряда епископом. – В Польше религиозное обучение несколько отличается от здешнего, – рассказал отец Славомир. – Программа восьмилетнего начального образования включает в себя общеобразовательные предметы, а также катехизис – наставление, разъяснение основных положений вероучения (два часа в неделю, по желанию ребенка и его родителей). К детям из православных семей на уроки приходит православный священник. Для атеистов проводятся занятия по этике. Далее следуют четыре года лицея, затем шесть лет обучения в семинарии, по окончании которой выпускник получает диплом магистра. При поступлении в высшее учебное заведение он проходит тестирование по литературе, религии, кроме того, беседует с отцом-ректором о том, почему хочет стать священником. Два года изучается философия, четыре – богослужение. Типичный распорядок дня в вузе: 5:45 – подъем, молитва, обучение (до обеда), затем общественно полезный труд и спортивные занятия (футбол, волейбол, тренажерный зал). При католическом храме в Костанае работает воскресная школа для детей, а также летний лагерь. После утренней молитвы по воскресеньям ведется беседа с прихожанами о совершении церковных обрядов. Каждый желающий может обсудить со священником интересующие его вопросы.
Синагога без раввина
В ходе подготовки материала мы обнаружили интересный факт. Несмотря на то, что в Костанайской области имеется синагога и еврейская община, раввина в регионе нет, и некому проводить службы. Напомним, что в 2009 году состоялось торжественное открытие синагоги в Костанае. Появление этого культового сооружения стало большим событием. Регулярно проводились службы, организовывались праздники. Возглавлял и направлял деятельность синагоги раввин. Через год ее передали на баланс Ассоциации еврейских национальных организаций Казахстана «Мицва». Она стала общинным центром, в данное время по прямому назначению не используется. Из неофициальных источников «Костанай-АГРО» стало известно, что потребность в синагоге и раввине есть, но нет денежных средств на его заработную плату.
… Дефицит квалифицированных специалистов, типичный для многих сфер труда, затронул и духовную. Здесь от скорости и эффективности решения кадровых проблем зависит, насколько грамотный и своевременный совет получат люди. Если они его не услышат, возникнет вероятность того, что за ответом пойдут к другим «консультантам», в том числе и в радикальные организации.
21.08.2014 г. Ирина СТЕПАНОВА Султан ДЮСЕМБАЕВ