Мухамеджан Тазабек: где справедливость, там и правда
В социальных сетях сейчас активно обсуждается деятельность директора казахстанского духовно-просветительского телеканала «Асыл Арна» Мухамеджана Тазабека. В этой связи редакция Kazislam.kz организовало интервью.
{jcomments on}
— В социальных сетях вас часто и критикуют, и хвалят. Как думаете, у вас больше друзей или недругов?
— Это ведомо одному лишь Аллаху. Но могу сказать одно. До сих пор еще никто не обвинял меня в лицо в каких-то проступках. Даже наоборот, много тех, кто желает дальнейших успехов в начинаниях. Это меня радует. Что же касается тех, кто приписывает мне какие-либо огрехи, то мало кто из них знаком со мной лично. Поэтому я их даже не считаю своими недоброжелателями. Они скорее мало информированы либо у них искаженная информация обо мне и о моей деятельности. Разве можно, не будучи лично знакомым с кем-то, обвинять его в религиозном радикализме, экстремизме и терроризме? Это само по себе выглядит крайне радикально и несправедливо. Порой даже смешно. У казахов есть поговорка: «Родовитые скакуны узнают друг друга после первого боя, а люди — после первого разговора». Поэтому будет лишним с моей стороны учить людей этическим нормам и законам, культуре дебатов в социальных медиа. В соцсетях я зарегистрировался лет пять-шесть назад. И до сих пор не привлекал к ответу тех подписчиков, которые необоснованно обвиняли и порочили меня. Только пытаюсь защищать свое честное имя и репутацию. Хочется пожелать только одного — пусть читают мои посты, статьи и интервью полностью, прежде чем высказываться. Зачастую «эксперты» оперируют вырванными из контекста цитатами и предложениями, которые можно трактовать, как угодно. И только при соблюдении этого условия мне будут понятны истинные намерения высказывающегося интернет-пользователя. У меня просто нет ни малейшего желания и времени разбираться с кем-либо. Я — человек дела.
— Вас часто обвиняют в приверженности к салафизму. Что вы скажете на это?
— Этот вопрос мне задают очень часто. Пора поставить жирную точку над этим.Однозначно, я не салафит. Салафиты жили в эпоху раннего ислама. Нынешние люди, называющие себя салафитами, это те заблудшие люди, религиозные воззрения которых не принимаются и отторгаются обществом. Хвала Аллаху, я — мусульманин. Я — не салафит, не суфий, не последователь каких-либо нетрадиционных, и уж тем более радикальных течений в исламе. Вообще, по своему опыту могу сказать, что очень часто ярлык «салафит» навешивают на личности, которые вызывают личную неприязнь у самих обвиняющих. Помнится, одно время подобных обвинений «удостоились» такие известные и заслуженные граждане нашей страны, как Журсин Ерман, Нурлан Онербаев, Кыдырали Болманов и другие. Вся вина которых была в том, что они по веянию моды немного отпустили растительность на лицах. Если их, оставивших яркий след в национальном искусстве, пытаются выставить салафитами, то что говорить обо мне? Для всяких злопыхателей я, скажем так, лакомый кусочек, так как уже давно стал заметен именно на религиозном поприще. Как только не поносили меня: обзывали радикалом, экстремистом и другими более и менее обидными словами! За это можно было бы и в суд подать. Но как я уже говорил, я вижу, как можно потратить время с большей пользой для себя и для общества. Самое главное перед Аллахом, перед своей совестью, обществом и страной мне не в чем оправдываться. Я исповедую традиционный Ислам, который завещан нам нашими предками. Мои убеждения не противоречат Конституции РК. Это могут засвидетельствовать верховный муфтий, имамы и соответствующие государственные органы. Думаю, это исчерпывающий ответ.
— Впервые вы стали обретать известность благодаря домбре. А сейчас вас не увидишь с домброй. Есть мнение, что с началом религиозной практики вы окончательно забросили национальное искусство. Так ли это на самом деле?
-Я ушел со сцены на вершине популярности. Потому что заметил, что многие участники айтыса ставили своей единственной целью победить меня. На поле боя меня стали вызывать и стар, и млад. Даже судьи иногда не скрывали свой интерес, любопытствуя, кто же все-таки сможет одержать надо мной верх. Как говорят спортсмены, стать чемпионом трудно, но гораздо труднее защитить звание чемпиона. Знаете, порой бывало нелегко постоянно находиться в таком стрессе. Это колоссальное морально-психологическое давление, когда тебя все время сравнивают и частенько пытаются найти недостатки и ошибки. Поэтому утверждать, что я забросил айтыс из-за каких-то религиозных соображений — не верно. Хотя я и ушел с большой сцены, тем не менее в узком кругу среди друзей и родных продолжаю брать в руки домбру и исполнять терме, жыры и другие виды национального искусства. В целом, за годы независимости отношение народа к религии претерпело существенные изменения. Появилась исламофобия. Если лет двадцать назад люди с большим уважением предоставляли гостю, который хотел совершить намаз, молельный коврик и кувшин для омовения, оказывая ему почет, то сегодня даже к родственникам, совершающим пятикратный намаз, относятся с опаской. Конечно, сейчас в обществе очень много негативной информации про ислам. Есть и верные, и неверные утверждения. Кто-то искренне хочет предостеречь людей, кто-то от нечего делать распространяет небылицы, а кто-то целенаправленно пытается взбудоражить общество. «Асыл арна» в своей деятельности намеренно избегает подобных вопросов, особенно касательно ношения хиджаба и отпускания бород. Потому что выпячивание и акцентирование данных проблем вносит в общество только раскол и смуту. Наше государство еще молодое. Вначале в приоритете была экономика. Поэтому мы не обращали внимание на то, где и у кого набирается духовных знаний наша молодежь. Нынешняя проблема начала зарождаться именно тогда. Затем мы опомнились. Мир наводнили религиозные экстремисты и террористы всех мастей. Участились теракты. С экранов телевизоров обильно полился негатив. Общество испуганно внимало сводкам новостей с мест происшествий. Между тем, не каждый обладает аналитическим и пытливым складом ума. А кто это все совершает? Женщины в хиджабах и бородатые мужчины? Отсюда в обществе и сформировалось отношение к людям с бородой, как к личностям способным в любой момент взорвать мирных граждан. Уверен, что в зарождении и распространении исламофобии в мире виновны, в первую очередь, средства массовой информации. Ведь не все мировые СМИ находятся в руках честных и добропорядочных хозяев. Над многими из них давлеют различные финансово-экономические и социально-политические группы.
— Простые казахские юноши и девушки принимают чуждые нашему народу ценности, пытаются их навязывать обществу. Что за сила заставляет их так поступать?
— Это становится негативным мировым трендом. С другой стороны, когда на оброненную на пол пищу слетаются мухи, мы не спрашиваем откуда они взялись. Так и здесь. В любом обществе и во все времена были бунтовщики и смутьяны, жаждущие масштабных социальных потрясений и катаклизмов. И в руках подобных людей религия выступает всего лишь инструментом негативного воздействия на паству. Отождествлять их с нашей чистой верой нельзя. Ибо если хорошенько исследовать их биографию, то обнаружится, что и до принятия какого-либо религиозного учения они были в обществе «проблемными» личностями. Верующих или неверующих людей, проповедующих радикальные установки, было предостаточно во все эпохи и в любом государстве. Природа человеческая противоречива и загадочна. Даже в годы жизни Пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует Его Аллах!) были племена, которые умудрялись сойти с ровной и прямой дороги веры. А сойти с пути верного сейчас, в нашу эпоху, когда в мире усиливается власть «золотого тельца» и материалистических ценностей, и вовсе проще простого. Это закономерность. Последствия бездуховности, разобщенности и разрозненности человечества. Здесь стоит отметить, что создание министерства по делам религий и гражданского общества свидетельствует о степени озабоченности государства духовным развитием народа. Деятельность подобного госоргана, направленного, в первую очередь, против проникновения в нашу страну идей религиозного экстремизма и терроризма, нужно расценивать как серьезное достижение государственной политики. Если анализировать текущее положение дел в Казахстане в сфере религий, то нужно признать, что проблема существует, но ее решение находится под контролем государства.
— Телеканалу «Асыл арна» исполняется 10 лет. Чего ему удалось добиться за эти годы, а что не смогли реализовать?
-Создание первого такого канала на территории Средней Азии демонстрирует всему миру большой духовный потенциал Казахстана, его неукоснительную приверженность принципам демократии и общечеловеческим культурным ценностям. Кроме того, «Асыл арна», популяризирующий в первую очередь семейные, а затем культурные и духовные ценности демонстрирует безгранично добрую сущность всех народов нашей страны. Открытость, мудрость и дальновидность нашего Елбасы. Мы начинали как небольшой региональный канал. А сегодня «Асыл арна» дорос до республиканского уровня. Это признак востребованности телеканала народом Казахстана. Следует признать, что за эти годы были и взлеты, и проблемные периоды, которые чередовались с несомненными достижениями. Все как в жизни. Знания приходят с опытом. Могу добавить, что теперь наша продукция стала более качественной, соответственно, растет и аудитория телеканала. И мы продолжаем совершенствовать свою работу совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана и Министерством по делам религий и гражданского общества.