Храм Василия Блаженного сохранят в 3D для будущих поколений
Исследователи запустили проект по созданию трехмерных цифровых копий российских музейных экспонатов и памятников. О проекте «Хайтек» сообщили в пресс-службе Института искусственного интеллекта AIRI.
Российский государственный исторический музей, Сколтех и компания AIRI объявили о старте проекта по оцифровке объектов культурного наследия России с помощью технологий компьютерного зрения. Одним из первых памятников для анализа стал Храм Василия Блаженного.
Исследователи планируют создать цифровые двойники для самых разных объектов от небольших музейных экспонатов до полных копий зданий и сооружений. Для съемки небольших объектов команда использует небольшой ручной сканер структурированного света. Специальная установка, которая объединяет несколько различных камер для детализированной съемки разработана в Сколтехе.
Для сканирования текстурированных поверхностей в условиях сложного освещения ученые используют лазерный сканер и специальная фотокамера. Сканер фиксирует геометрию объектов, а реконструкция деталей обеспечивается с помощью снимков, сделанных камерой.
Наибольшую трудность представляют масштабные объекты. Их невозможно полностью охватить сканером. Чтобы снять высотные здания, например, купола соборов, ученые планируют использовать специальные дроны, оборудованные камерами. Полученные во время съемки результаты в виде облака точек обрабатываются с помощью специальных алгоритмов с использованием ИИ, чтобы создать точную цифровую копию объекта.
Одним из первых объектов для исследования стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в 1555–1561 и включен в Перечень объектов культурного наследия ЮНЕСКО. На протяжении истории храм неоднократно реставрировался и восстанавливался. Исследователи отмечают, что построение 3D-модели позволит зафиксировать текущий облик объекта, сохранить его для будущих поколений и открыть доступ из любой точки мира.
Кроме того, разработанные трехмерные модели можно будет использовать для создания игр, квестов, приложений виртуальной и дополненной реальности.