Сегодня Суббота, 17 Ноя 2018

Последние комментарии

  • I see you don't monetize your page, don't waste yo... Читать...
  • Ꮃe did not uncover outcomes for: paris vip escorts... Читать...
  • Извините, господин суфий а Вы сами не в секте? Читать...
  • Great beat ! I wish to apprentice whilst you amend... Читать...
  • Даа… Пока это у нас не сильно развито, так что при... Читать...





Наши партнёры

Бизнес справка Костаная

Наши коллеги в Павлодаре

Вы находитесь:    
"Твиттерное мышление" и доверчивость людей привлекают религиозных вербовщиков


Цифровизация и развитие Интернет-технологий – одно из наиболее актуальных задач, которые ставит перед собой любое современное государство. Однако, у любой медали есть две стороны и наряду с плюсами, всемирная паутина таит в себе определенные риски. Как то интернет-мошенничество и многочисленные деструктивные группы, наводнившие социальные сети. Сегодня все чаще Интернет называют одним из самых значимых каналов распространения экстремизма.

Можно долго рассуждать о том, что для решения задачи нужно принятие специальных государственных программ. Однако пока само общество не будет заинтересовано в благоприятном исходе, справится с ситуацией, едва ли получится. Мы попросили религиоведа Валентину Маренинову рассказать о том, почему виртуальная вербовка сегодня так популярна. А председатель молодежного движения областной Ассамблеи народа Казахстана «Жаңғыру жолы» Руслан Мурзагалиев и лидер молодежного крыла азербайджанского этнокультурного объединения «Бирлик» Зульфия Набиева порассуждают о том, каким может быть ответ молодежи на вызов радикализма.

- Почему для вовлечения людей в деструктивные организации все чаще используются социальные сети?

В. Маренинова: Время меняется и стоит признать, что одним из основных источников информации для людей стали социальные сети. Мы начинаем и заканчиваем свой день с просмотра ленты в Инстаграмме или ВКонтакте. Общение с близкими все чаще переходит в режим онлайн, а вместо выражения живых эмоций мы делимся смайликами. Особенности восприятия информации тоже меняется, формируется так называемое «твиттерное» мышление. Тексты читаем все меньше, предпочитая довольствоваться разглядыванием картинок.

Р.Мурзагалиев: Заметьте, что достоверность потоков информации, которое на нас обрушивается, мы часто не проверяем и доверяем всецело. Доказательство тому – случаи, когда в мессенджерах распространяется ложная информация, но люди упорно пересылают фейковые сообщения по цепочке, даже не пытаясь перепроверить правдивость фактов. Этой нашей особенностью и пользуются мошенники, а вместе с ними и лидеры псевдорелигиозных организаций.

-То есть наша доверчивость играет на руку вербовщикам?

В. Маренинова: Именно так. Из своей практики могу сказать, что один частых причин попадания молодых людей в такие группы – отсутствие элементарного кругозора и критического мышления. Приведу пример. К человеку в социальной сети добавляется незнакомец и приглашает принять участие в бесплатном семинаре по изучению духовных практик. Доверчивый человек приходит и ему предлагается на протяжении месяца посещать центр, где он будет изучать якобы эзотерические знания, оздоровительную гимнастику, кулинарию и многое другое. Несмотря на поток обещаний с указанием на бесплатно, потенциального адепта нисколько это не настораживает. Обилие комплиментов и теплых слов от членов движения настолько затуманивает голову вчерашнему скептику. И уже на следующий день он мчится в этот центр, чтобы вновь окунуться в атмосферу сказки о бескорыстии.

З.Набиева: Я думаю, что здесь срабатывает стереотип, который усваивается нами из СМИ и кинофильмов. Вербовщик представляется нам бородатым мужчиной с оружием в руках. От человека, который не подходит под описание, мы просто не ждем подвоха. На деле же все оказывается иначе… И волк может быть в овечьей шкуре.

-Такими психологическими уловками часто пользуются и в индустрии продаж…

В. Маренинова: Да, схема очень похожая. Зная эти простые психологические приемы, человека сложнее обмануть. Достаточно вспомнить знаменитую формулу «комплимент, комплимент, предложение». Если вам настойчиво льстят, а потом просят о какой-то услуге, то стоит задуматься об искренности собеседника. К тому же всегда должно настораживать много обещаний о счастливой жизни от малознакомого человека, который взамен на свои услуги ничего не требует. Эти виртуальные блага и есть та наживка, на которую и ловят будущего адепта.

- Возвращаясь к вопросу - что должно делать общество, чтобы защититься от подобных организаций?

Р.Мурзагалиев: Я думаю что, прежде всего, сам человек должен быть заинтересован в своем развитии. Например, повышать свой кругозор, знания в области права, истории, религиоведения, развивать критическое мышление и осознавать ответственность за собственную жизнь. Кстати я не считаю, что современная молодежь пассивна и ей незнакомо бескорыстие. Сегодня волонтерские движения набирают все больший оборот, уже появились организации по защите бездомных животных, по поиску без вести пропавши людей, помощи престарелым и так далее. Причем лидеры таких организаций часто из числа молодежи. Считаю, что культуру волонтерства нужно развивать и поощрять. Например, я закончил Костанайский государственный педагогический университет, где существует такая практика - на первом курсе студентам нужно разработать и реализовывать собственный социальный проект. Все выбирают сами кому оказывать помощь: сиротам, пенсионерам или людям с ограниченными возможностями. Так, с самых первых недель студенчества у ребят начинает воспитываться культура благотворительности и это становится своего рода стилем в жизни. При этом, я все же призываю молодежь внимательно относится к призывам участия в благотворительных акциях, особенно если объявление появилось в социальных сетях. Случается, что организаторами таких мероприятий становятся лидеры деструктивных религиозных движений, которые просто хотят пиара и пользуются нашим доверием и желанием делать добро.

З.Набиева: Думаю, что прежде чем начинать с чем- то бороться нужно, узнать о причинах явления. Если мы говорим о том, как помочь молодежи не стать жертвами манипуляторов, то тут очень важно суметь найти способ предложить альтернативу. Представим ситуацию, студент попал в деструктивную религиозную организацию, которую в народе называют сектой, заинтересовавшись возможностью научиться играть на музыкальном инструменте. Его благие намерения были использованы против него, то есть желание самореализации стали главной причиной приобщения к деятельности религиозной общины. Однако, в этом случае ситуация не безвыходная, потому что если близкие люди вовремя обратят внимание на проблему, человека можно будет спасти. Как? Подыскав альтернативу. Вовсе не обязательно устраивать молодому человеку скандалы с битьем посуды, шантажом и обвинением его новых «друзей». Потому что это наоборот оттолкнет его от родных, ведь что в общине его уже предупредили о том, что родственникам вряд ли понравится его новая компания. Поэтому гораздо более полезным будет найти для человека кружок, где он сможет приобщиться к музыке и общаться в кругу единомышленников, занять его разными делами или вместе съездить на семейный пикник.

В.Маренинова: Если вы, все-таки чувствуете, что сами не в силах справится с ситуацией, рискуете потерять близкого человека, лучше обратиться к профессионалам. В нашей области уже несколько лет действует Центр помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений «Шаг навстречу» при ОФ «Ассоциация  психологов Костанайской области». Помощь всем обратившимся оказывается бесплатно. Всю информацию Вы можете получить по номеру телефона 8 (714 2) 54 09 55 .

 

Оставьте свой отзыв


Защитный код
Обновить