Сегодня Пятница, 20 Июл 2018
Вы находитесь:    
Представители «салафитского течения» жалуются на нарушение их прав

Житель села Шолаккорган Бауыржан Абдуллаев. Южно-Казахстанская область

Группа приверженцев «салафитского направления ислама» из Южно-Казахстанской области обвиняет местную полицию в «нарушении их гражданских прав», выразившемся «в постановке на специальный учет и снятии отпечатков пальцев». Прокуратура, в свою очередь, перенаправила их жалобу в полицию. В областном департаменте внутренних дел сообщили о проведении оперативно-профилактического мероприятия.

«ВЗЯЛИ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ И ПОСТАВИЛИ НА УЧЕТ»

Группа верующих из Сузакского района Южно-Казахстанской области, сообщив, что «являются приверженцами салафитского направления религии», обратилась в редакцию Азаттыка с жалобой на действия полиции. По их словам, их вызывают в отделение полиции как «представителей деструктивного течения религии», фотографируют и ставят на учет. Верующие говорят, что «они отпускают бороду и читают намаз и за это власти нарушают их гражданские права».

Репортер Азаттыка побывала в селе Шолаккорган Сузакского района, что в 182 километрах от города Шымкента, и выслушала жалобы 15 жителей села в возрасте от 20 до 55 лет. Верующие носят бороды и брюки с укороченными штанинами. В доме жителя села Бауыржана Абдуллаева репортеру Азаттыка также удалось поговорить и с некоторыми из их жен.

Мужчины с репортером Азаттыка поговорили во дворе дома, а женщины в длинных черных платьях и хиджабах – в доме. По словам представителей «салафитского направления», в их семьях женщинам запрещено появляться перед посторонним мужчинами.


Группа жителей села Шолаккорган, называющих себя приверженцами "салафитского направления", во дворе частного дома. Южно-Казахстанская область

  Прежде чем высказать свои жалобы на видеокамеру, собравшиеся жители посовещались между собой. Некоторые из них были против видеосъемки, и лишь несколько человек согласились говорить на камеру. Некоторые женщины из семей «представителей салафитского течения», получив разрешение мужей, также поговорили с репортером и позволили себя сфотографировать. Школьницы, которые играли во дворе, когда приехала журналист, через некоторое время надели хиджабы и пошли в школу.

В семье 50-летнего Бауыржана Абдуллаева две дочери и два сына, а также четверо внуков. Отец семейства говорит, что прошло уже 25 лет, как он начал читать намаз. Сейчас в его семье намаз читают жена, дочери, сыновья и снохи. В этой семье работают только мужчины, а женщины, которые носят длинные платья и платки, занимаются домашним хозяйством.

По словам Бауыржана Абдуллаева, в начале сентября представители власти предупредили его, чтобы он через каждые десять дней приходил в отделение полиции и сообщал, куда и когда ездил, что делал.

«Сказали, чтобы я привел с собой в полицию двоих сыновей. Однако никакой повестки не дали, поэтому мы не пошли», – говорит он. 

– За чтение намаза они хотели снять отпечатки пальцев, сфотографировать и поставить меня на учет. Отпечатки пальцев берут у преступников, правонарушителей и лиц, которые нигде не зарегистрированы. Однако мы не относимся к этой категории лиц. Сегодня снимут отпечатки пальцев, а завтра посадят. Это открытое нарушение наших прав. Отпуская бороду, укорачивая штанины брюк, мы открыто говорим, что являемся приверженцами салафитского течения. Говорят, что через каждые десять дней мы обязаны являться в отделение полиции и отмечаться. Разве это не притеснение? – говорит Бауыржан Абдуллаев.

Его 26-летняя сноха Азиза Орынбасарова говорит, что «они такие же люди, как и все, разве что носят хиджаб и читают намаз».

Житель села Сызган Сузакского района Басар Асанов говорит, что его родители были напуганы приходом полиции и сейчас жители села смотрят на него с подозрением. «Закон одинаков для всех. Если хотят взять отпечатки пальцев, пусть берут у всех. Пусть не отделяют нас от других людей», – говорит он.

34-летний житель села Шолаккорган Асхат Балкыбаев возмущен тем, что «вынужден жить как провинившийся человек, хотя за ним никакой вины нет».

– Сотрудники полиции говорят, что мы «сообщество, которое представляет угрозу для общества». У нас нет никаких посторонних мыслей. Мы беспрекословно подчинимся Елбасы. За рамки закона не выйдем. Мы далеки от джихада, – говорит он.


Житель села Шолаккорган Асхат Балкыбаев (на переднем плане). Южно-Казахстанская область

Мать троих детей Жадыра Збанова говорит, что сотрудники полиции хотели снять отпечатки пальцев не только у ее мужа Аската Мелдебекова, но и у нее.

– Мы с моим мужем читаем намаз. Мужа вызвали в полицию – он сходил. Написал объяснительную, у него сняли отпечатки пальцев. Через неделю пришли к нам домой и хотели снять мои отпечатки пальцев. Я выступила против. Мы не преступники. Почему мы должны позволять брать наши отпечатки пальцев? – задается вопросом женщина.

«ПРОКУРОР ПЕРЕНАПРАВИЛ НАШЕ ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛИЦИЮ»

40-летний житель села Шолаккорган, отец пятерых детей Ескендир Мырзабеков говорит: от сотрудников местной полиции узнал, что стоит на учете как «член деструктивного религиозного течения». По его словам, полиция «обязала его отмечаться каждые десять дней и незамедлительно сообщать, если он выезжает в другое место». Житель села говорит, что обратился к представителям полиции с просьбой показать повестку, однако ему не предъявили ни один документ.

– Это незаконные действия. Попрание моих конституционных прав. В Конституции пишется, что человек и его права являются высшей ценностью, и никто не имеет права вмешиваться в его религию, язык. Сотрудники полиции ограничивают эти права, – говорит он.

 По словам Ескендира Мырзабекова, 31 житель Сузакского района, которых считают «представителями салафитского течения», 19 сентября обратились с жалобой к прокурору Южно-Казахстанской области на притеснения со стороны властей. Они заявили, что, несмотря на то что не совершали никаких правонарушений и к уголовной ответственности не привлекались, их вызывают в отделение полиции, снимают отпечатки пальцев и ставят на учет. В жалобе, адресованной прокурору области, жители пишут, что «сотрудники полиции, ссылаясь на приказ министерства внутренних дел Казахстана № 1192 (в некоторых случаях – № 1092), обязывают подучетных жителей каждые десять дней отмечаться в полиции и сообщать о поездках в другие районы».

Верующие в своей жалобе написали, что представители власти распространяют среди их родственников, клиентов, друзей, общества информацию о том, что они «состоят на учете как незаконная деструктивная организация». Действия полиции авторы жалобы расценивают как «клевету» и «нарушение их конституционных прав».


Житель села Сызган Басар Асанов. Южно-Казахстанская область.

«Мы исповедуем ислам суннитского направления и своим устазом считаем Абу Ханифу рахимуллу, подчиняемся правителю», – пишется в жалобе жителей. Также обратившиеся указали, что не поддерживают деструктивные течения и террористические организации. Авторы жалобы, обращаясь к прокурору области, потребовали привлечь к ответственности сотрудников полиции «за совершённые преступления в виде незаконных задержаний, нарушений конституционных прав».

Житель Шолаккоргана Асхат Балкыбаев говорит, что их письмо, в котором они рассказали «о нарушении их прав и просили заступничества», прокуратура перенаправила для рассмотрения в полицию.

 По словам Ескендира Мырзабекова, жалоба жителей вначале была перенаправлена в департамент внутренних дел Южно-Казахстанской области, оттуда – в отдел внутренних дел Сузакского района. «С ноября каждого из нас по одному начали вызывать в районный отдел полиции и брать объяснительные о причинах жалобы», – говорит он. Жители недовольны тем, как рассматривается их жалоба, и теперь намерены подать еще одно обращение.

– Мы не требуем от правительства денег или власти. Мы не выступаем против властей с плакатами в руках. Мы требуем лишь свободы. Полиция превышает свои полномочия. Поэтому требуем возбудить дело, – говорит Бауыржан Абдуллаев.

Приверженцы салафизма: «Власти нарушают наши гражданские права» Приверженцы салафизма: «Власти нарушают наши гражданские права» 

«ПРОВЕДЕНА РАЗЪЯСНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА»

На вопрос репортера Азаттыка в связи с «проблемой салафитов», проживающих в Сузакском районе, первый заместитель прокурора Южно-Казахстанской области Ержан Бердибеков сообщил, что жалоба жителей была перенаправлена в департамент внутренних дел. В отделе внутренних дел Сузакского района получить какие-либо комментарии не удалось. Между тем на запрос Азаттыка в отделе государственного языка и информации ДВД Южно-Казахстанской области 13 ноября ответили, что личный состав местной полиции области с 10 сентября по 1 декабря проводит оперативно-профилактическое мероприятие «Участок».

В официальном ответе говорится, что в рамках мероприятия на каждом административном участке среди жителей проводится разъяснительная и профилактическая работа по предупреждению и выявлению правонарушений. Вместе с тем в пресс-службе ДВД сообщили, что вопросы, связанные с «выявлением членов деструктивных религиозных течений и их регистрацией, находятся в компетенции министерства по делам религий и гражданского общества».

Заместитель директора Центра исследований проблем религий управления по делам религий Южно-Казахстанской области Мади Бесбаев говорит Азаттыку, что «снятие отпечатков пальцев членов деструктивных религиозных течений, их фотографирование, взятие на учет не входит в их обязанности».

– Мы проводим разъяснительную, реабилитационную работу, работу по переубеждению и ориентированию на традиционную религию, – говорит он.

По словам Мади Бесбаева, среди приверженцев «деструктивного религиозного течения» встречаются представители всех социальных групп. У большинства из них нет работы, это мужчины в возрасте от 18 до 45 лет, говорит он.

– Мы проводим лишь разъяснительную работу и работу по выяснению их взглядов. В проведении бесед ничего незаконного нет. Наша цель – предупредить, – говорит заместитель директора Центра исследований проблем религий Мади Бесбаев.

В Казахстане нет точных данных касательно численности верующих, придерживающихся салафитского направления ислама. Некоторые специалисты предупреждают, что наряду с умеренным, либеральным и неопасным направлением у салафизма также существуют и радикальные направления. В стране за последние годы по обвинению в приверженности радикальной идеологии салафитского направления религии, ее поддержке, пропаганде экстремизма и терроризма были осуждены десятки человек.

Некоторые представители власти, считающие салафитское направление «чуждой идеологией для Казахстана», выступают с предложением законодательно запретить его. Такие слова стали чаще звучать после заявления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что вооруженное нападение на оружейные магазины в Актобе и расположение воинской части 5 июня 2016 года, в результате которого погибли семь человек, было совершено «приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений».

Источник

 

Оставьте свой отзыв


Защитный код
Обновить