Сегодня Понедельник, 18 Дек 2017

Последние комментарии

  • casino games list online casino games: http://casi... Читать...
  • Академия Тренингов подняла качество моей жизни на ... Читать...
  • Always recall the kiund of your ring must count on... Читать...
  • This web site definitely has all of the informatio... Читать...
  • Provided the truth that they are created from stre... Читать...





Наши партнёры

Бизнес справка Костаная

Наши коллеги в Павлодаре

Вы находитесь:    
«Они считают себя верующими, но не соблюдают все религиозные обряды»

Какое место занимает религия в жизни молодых людей в Центральной Азии? Действительно ли существует риск религиозной радикализации в регионе? Как молодежь воспринимает роль духовных лидеров в общественной жизни стран региона? На эти вопросы в интервью Азаттыку ответила один из авторов исследования «Молодежь в Центральной Азии», глава офиса фонда Фридриха Эберта в Казахстане Толганай Умбеталиева.


Азаттык: На фоне теракта, произошедшего в США 31 октября, в совершении которого обвиняется 29-летний уроженец Узбекистана, актуализировалась проблема так называемой религиозной радикализации молодежи. Это уже четвертый теракт, организованный предположительно выходцами из Центральной Азии. Свое исследование вы проводили в разных странах региона, а также во многих городах Казахстана в течение нескольких лет. На ваш взгляд, какова сегодня роль религии в жизни молодежи Центральной Азии?

Толганай Умбеталиева: Если говорить, ориентируясь на результаты нашего исследования, которое мы проводили в 2014 и 2015 годах, — презентация окончательных данных состоится 13 ноября — религия [в жизни молодежи Центральной Азии] на сегодняшний день играет не столь большую роль. Об этом можно судить по нескольким показателям. Первый из них — это ответ на вопрос «Каково ваше отношение к религии?». Например, в Казахстане всего 6,5 процентов [от общего числа опрошенных], а в Узбекистане — пять процентов ответили, что они верующие, регулярно посещают мечеть и соблюдают все обряды. В Кыргызстане и Таджикистане больше молодежи, которая посещает мечеть и считает, что соблюдает все предписания. В Кыргызстане показатели равны 20,3 процентам, в Таджикистане они составляют 30,9 процентов.

Азаттык: Согласно данным, которые приводятся в вашем отчете, большая часть респондентов — молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет — считают себя мусульманами. Вы пишете, что они «признают веру в бога и относят себя к верующим, но всё же не готовы следовать всем религиозным предписаниям повседневной жизни». По вашему мнению, есть ли причины предполагать, что ситуация может измениться в ближайшие годы?


​Толганай Умбеталиева: Респондентам было предложено оценить роль религии в перспективе в их регионе от одного до семи баллов. Цифры в четырех странах — Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане — следующие: от четырех до пяти баллов поставили 40,6 процентов в Казахстане и 40,3 процентов молодых респондентов в Узбекистане. Тогда как максимально семь баллов выставили респонденты из Таджикистана — 39,3 процента, — и из Кыргызстана — 35,6 процента. С точки зрения молодежи, религия будет играть всё большую роль в общественной жизни страны, в которой они живут. Если смотреть на эти данные, можно предположить, что интерес к религии у молодых людей [в Центральной Азии] в перспективе будет расти.

Азаттык: В докладе указывается, что количество тех, кто считает, что «религия должна играть большую роль в общественной жизни», превышает число молодых людей с противоположной точкой зрения почти в три раза. По вашему мнению, с чем это связано?


Толганай Умбеталиева: Скорее всего, это говорит о том, что у молодой части населения сформировалось довольно ясная позиция по отношению к религии. Хотя в общественном мнении и в средствах массовой информации предоставляется достаточно разная позиция. С одной стороны, после обретения независимости интерес к религии в наших странах увеличился, но, с другой стороны, появилось много информации о терроризме, которая частично связывается с исламом. Этот страх, подозрение в связи с террористическими организациями или с радикальной формой ислама отпугивает [некоторых] молодых людей. И это оказывает влияние на то, что молодежь больше придерживается понимания религии как элемента культуры. Они себя считают верующими, но не соблюдают все религиозные обряды.

Азаттык: По итогам социологического опроса в своем отчете вы приходите к выводу, что «религиозные представления у молодежи достаточно размыты, отсутствует ясное содержание». Что это значит?

Толганай Умбеталиева: Возможно, это связано с тем, что у государства и у общества нет четкой позиции [по вопросу роли религии в стране]. Мы видим, что в обществе идут дискуссии, в которых разные социальные группы демонстрируют разное отношение к этому вопросу. Но если вы поговорите с молодыми людьми, они намного больше знают о религии, больше в ней разбираются в отличие от взрослого поколения. Мы жили в советское время — в период атеизма, - конечно, это накладывает отпечаток. Взрослое поколение меньше информировано, оно очень плохо разбирается в содержании религии. У людей старшего поколения отсутствует религиозное знание, что и отражается на взглядах молодежи. У молодых людей больше знаний о религии, но нет ясного представления, как это может или должно отразиться в их жизни.

Азаттык: Можно ли говорить, что в странах Центральной Азии действительно существует тенденция к радикализации молодежи?

Толганай Умбеталиева: Социологические опросы этого не подтверждают. Тут есть еще такой вопрос, как уровень доверия к религиозным деятелям. Уровень доверия не такой высокий: в Казахстане, например, показатели составляют 5,8 баллов из 10. Это такое нейтральное отношение к их деятельности. Максимальные показатели наибольшего доверия к религиозным деятелям наблюдаются в Таджикистане — 7 баллов из 10 возможных. Это означает, что им доверяет уже большая часть молодежи. В Кыргызстане показатель равен 5,6 баллов, в Узбекистане — 5,2 балла. Доверие к религиозным лидерам в Казахстане — среднее. Если мы посмотрим на вопрос религиозной дискриминации, то наше исследование показывает, что среди молодых людей религия не является причиной какого-то притеснения. По итогам нашего исследования мы не можем прийти к выводу, что молодежь в Центральной Азии сейчас подвержена религиозной радикализации.

Азаттык: Спасибо за интервью.

источник

 

Оставьте свой отзыв


Защитный код
Обновить