«Всего 6 шагов…» — как вербовщики превращают обычных людей в террористов
Психолог Евгения Ким рассказала о том, как происходит процесс вербовки, и почему он универсален.
«Потенциальных сторонников радикальных течений можно разделить на несколько групп: по социальному положению, уровню доходов, образованию, месту проживания и так далее. Так что же объединяет отчаявшуюся мать пятерых детей и командира спецподразделения?
Вербовщики, беседуя с потенциальной жертвой, придерживаются определенной схемы ведения диалога. Максимально упрощенный процесс укладывается в несколько этапов.
Первый этап: выявление «запроса» жертвы. При индивидуальном взаимодействии вербовщик отслеживает эмоциональные реакции человека на происходящие с ним события или задает прямые вопросы: «Чего тебе не хватает?», «Почему тебе это не нравится?».
При вербовке в группах (например, среди посетителей религиозных организаций) прохождение первого этапа происходит быстрее, так как члены группы уже объединены каким-то общим признаком. Например, все являются жителями одного района или учащимися учебного заведения.
Запросы могут быть сформулированы самим собеседником: например, желание больше зарабатывать. Если же речь идет о более сложных вещах, например, о «справедливости», вербовщик подскажет «способы ее достижения».
Второй этап: определение «базовых ценностей». Вербовщик выясняет, на что готов пойти человек, чтобы удовлетворить свой «запрос», а какие вещи являются для него недопустимыми. Например, чтобы получить желательный уровень дохода собеседник готов уехать в другую страну, но не готов идти на преступления.
На первых двух стадиях вербовщики собирают информацию о человеке. Непосредственная вербовка начинается на следующих этапах. Если по каким-то причинам собеседник сопротивляется и готов прервать контакт, вербовщик возвращается к предыдущему этапу и продолжает работу.
Третий этап: формирование интереса. На основе полученной информации вербовщик выстраивает картину мира, которая, как минимум, должна привлечь внимание жертвы, либо вызвать ее серьезный интерес.
Четвертый этап: подкрепление интереса с последующей фиксацией. На этом этапе террорист фиксирует интерес жертвы и развивает его. Формируется «идеальная картина мира» отвечающая ключевым потребностям жертвы. При переходе на эту стадию контакта с вербовщиком человеку сложно остановится и прервать взаимодействие.
Пятый этап: деформация ценностей с их последующим замещением. Эту стадию условно можно назвать «заключением контракта» с вербовщиком. Террорист спрашивает, на что готов пойти человек, чтобы достичь своих целей или оказаться в том «идеальном мире», который он себе представлял на предыдущем этапе беседы с вербовщиком.
Зачастую, базовые ценности не претерпевают радикальных изменений.
То есть, если человек категорически выступает против убийств, то вербовщик не станет его уговаривать брать в руки оружие. Но при прохождении вышеперечисленных стадий у жертвы снижается острота восприятия действий, которые он раньше отвергал. То есть, условно говоря, жертва может признать, что преступления в некоторых случаях могут быть оправданы или даже необходимы.
Шестой этап: постановка цели и ее закрепление. Жертва, пришедшая к этой стадии взаимодействия с вербовщиком, ставит знак равенства между собственным запросом, который она озвучила на первом этапе, и целью, которую поставил перед ней рекрутер.
Из жертвы человек превращается в террориста. Становится не пассивным наблюдателем, а активным участником противоправных действий.
При переходе от одного этапа вербовки к другому террористы стараются изолировать жертву от альтернативной информации, чтобы она не усомнилась в правильности внушаемых идей и пропагандируемых ценностей. Например, запрещается посещать мечети или церкви.
Параллельно с обесцениванием существующих привязанностей, человеку предлагаются новые социальные контакты. Этот прием особенно эффективен при вербовке женщин и девушек, у которых потребность в отношениях несколько больше, чем у мужчин.
К сожалению, такой способ вербовки универсален. Жертвой террористов может стать практически любой человек вне зависимости от уровня доходов, образования или социального статуса».