Хэллоуин: насмешка над злом или праздник вседозволенности?

«Заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека», а Хэллоуин давно превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», предупреждают представители духовенства всех традиционных религий России.

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Милена Фаустова, Марина Борисова. В ночь с 31 на 1 ноября многие люди в России, как и во всем мире, вслед за США и Канадой готовятся отмечать Хэллоуин, языческий праздник, смысл которого сегодня уже мало кто понимает.

«Это отвратительное маски-шоу противоречит духовным и культурным традициям народов России»… «Искажение человеческого лица с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу»… «У мусульман крайне отрицательное отношение к этому событию, Хэллоуин демонстрирует признаки откровенного бесовства, поэтому о нем в положительном ключе от любого мусульманина вы не услышите — ни в Европе, ни в Америке, нигде»…

С редким единодушием религиозные и общественные деятели обличают этот «коммерческий проект» и средство «культурной колонизации», педагоги и психологи тревожатся за неокрепшую детскую психику, для которой могут быть опасны «игры с образами зла», а юные православные активисты собираются «с плакатами и листовкам» ходить по улицам и «объяснять прохожим, почему не стоит отмечать или пропагандировать Хэллоуин».

А тем временем «любителей наряжаться и пугать других» всеми доступными способами наперебой зазывают купить маскарадные костюмы, посетить «веселые вечеринки», «дискотеки ужасов» и «фрик-балы» в ночных клубах, всевозможные Хэллоуин-квесты и даже «ужасающий велопробег». Народ упорно готовится веселиться напропалую, не задумываясь, что он, собственно, празднует.

История Halloween: кельты или индейцы?

Считается, что Хэллоуин (All Hallows Evening — вечер накануне Дня всех святых, или на староанглийском — All hallow ees — месса торжества Всех святых, которое в Римско-католическая церковь отмечает 1 ноября) берет свое начало в культуре кельтов, у которых существовало четыре четко обозначенных начала времен года. Одно из них — праздник Самайн, который отмечали 31 октября — знаменовало собой приход зимы и имело сельскохозяйственное и сезонное значение.

Историки полагают, что восприятию его как темного и языческого праздника, связанного с культом мертвых, мы обязаны христианским монахам X — XI веков. Свою версию они подкрепляют толкованием присутствием традиционных для Хэллоуина атрибутов, например, так называемого светильника Джека.

Согласно ирландской легенде, хитроумному и скупому фермеру по имени Джек удалось обмануть самого дьявола, выманив у него обещание не забирать душу фермера в ад после смерти. А поскольку Джека за его грехи не пустили и в рай, то дьявол, помня о своем  слове, «помог» приятелю — дал ему тлеющие угли из адского костра, дабы Джек мог осветить свой путь. А чтобы они дольше горели, вырезал фонарь из репы и положил их в него. С тех пор фонарь или светильник Джека — символ неприкаянной души, которая бродит в темноте, освещая свой путь тлеющими угольками. В западном христианском учении, место, где томятся такие души, называется чистилищем.

В позднекельтской традиции в качестве «светильника Джека» использовали именно репу или брюкву. Тыква же появилась гораздо позже: овощ, скорее всего, был завезен в Европу миссионерами, побывавшими в Северной и Центральной Америке. Оттуда же, по всей вероятности, была позаимствована и некоторая обрядовая сторона современного Хэллоуина. Ведь именно в Мексике, а также Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре еще со времен древнеиндейских племен ольмеков, майя и ацтеков в конце октября и начале ноября отмечали (и до сих пор отмечают) День или карнавал мертвых, и тема смерти там играет одну из ведущих ролей.

Задолго до возникновения христианства индейские племена в дар богине Миктлансиуатль — «госпоже мертвых» — в эти дни приносили черепа своих умерших предков, которые бережно хранили в собственных домах как великую семейную реликвию и демонстрировали  во время различных ритуалов в качестве символа смерти и своеобразного —  конечно, не христианского — воскрешения.

Древние индейцы верили, что души умерших в день Карнавала мертвых возвращаются в некогда принадлежащие им черепа, и, таким образом, на время воссоединяются с живыми.

С христианскими представлениями о Дне всех святых древнеиндейский День мертвых соединился в XV веке — после открытия Америки и активной христианизации местного населения. А с веками он и вовсе стал приобретать черты того Хэллоуина, который известен во всем мире сегодня. Это и черепа-тыквы (тыква в Америке — самый дешевый и доступный овощ) в качестве своеобразной кельтской «нити Ариадны» в чистилище, и карнавальные костюмы, изображающие скелеты, мертвецов, мумий, потусторонних монстров, ведьм, колдунов, и традиция выпрашивать сладости. Последняя, несмотря на то, что уходит своими корнями к дохристианским языческим обрядам, в Средневековье тесно переплелась с обычаями другого католического торжества — Рождества Христова.

Несмотря на то, что Хэллоуин, который стал широко отмечаться лишь в конце XIX века в Америке и Канаде, сегодня приобрел популярность во всем мире и, безусловно, имеет духовную (сакральную) составляющую, в религиозной среде к нему относятся с определенной осторожностью и даже неприязнью.

Отношение к Хэллоуину в России

Как пояснил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов, Хэллоуин — это «народный фестиваль языческого происхождения», который ошибочно считают католическим праздником. Более того, некоторые католики вообще не знают о его существовании — например, в Камеруне, Уругвае, Корее. Впрочем, в свое время, поскольку Хэллоуин издревле соседствует с двумя великими католическими праздниками — Днем всех святых (1 ноября) и Днем поминовения всех усопших верных (2 ноября), Римско-католическая церковь пыталась «использовать» Хэллоуин для усиления христианской веры.

«Еще святые отцы говорили, что зло не терпит насмешек, потому что суть дьявольского греха — гордость, а она не выносит, когда над ней смеются. Поэтому, как насмешка над силами зла, выступающими против Бога, этот праздник мог существовать, и церковь не имела ничего против него», — сказал католической священник, добавив, что когда праздник превратился в «чисто светский фестиваль, в котором стало слишком много жестокости, насилия и сексуальной распущенности», то целесообразность его проведения исчезла.

«В XVIII-XIX веках он был больше детским праздником, потому что дети очень любят страшилки. Сейчас же этот маскарад стал популярен среди взрослых, которые воспринимают его как день вседозволенности, и в нем уже нельзя увидеть христианского понимания зла и отношения к нему церкви», — уверен Кирилл Горбунов. Однако директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве счел «чрезмерным объявлять Хэллоуин опасным для нашего общества и запрещать его».

В Русской православной церкви от празднования Хэллоуина предостерегают уже не одно десятилетие. А в разных городах страны духовенство и простые верующие вот уже какой год выходят с самыми различными инициативами запрета Хэллоуина как на региональном, так и на федеральном уровнях. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, однако, в разговоре с корреспондентом  РИА Новости выразил уверенность, что «просто запреты не помогут».

«Людям сегодня сложно запретить что-то, что они делают в порядке частной инициативы. Я бы исключил какую-либо государственную поддержку этого действа, а также его присутствие в государственных образовательных учреждениях, рекламе, телевизионных программах. Все-таки речь идет о той силе, контакт с которой никогда не бывает шутливым. И само ее призывание, а также связанные с ней символы и фразы незаметно для человека начинают оказывать влияние на его жизнь», — подчеркнул он.

Для того чтобы противостоять широкому распространению Хэллоуина, Всеволод Чаплин предложил во время подготовки к нему «давать больше возможностей говорить представителям традиционных религий и другим благонравным людям о том, что заигрывание со злом неизбежно отражается на жизни человека». «Болеют дети, болеешь сам, чувствуешь нежелание жить, ощущаешь пустоту и одиночество, не можешь достичь ничего путного в жизни — вспомни, не обращался ли когда-то в шутку к бесу», — пояснил православный священник.

Против пропаганды и празднования Хэллоуина выступили также Совет муфтиев России и Федерация еврейских общин страны.

РИА Новости http://ria.ru/religion/20151031/1310872695.html#ixzz3qAq2wRG5

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×