Теософия – религия без Бога
Сделанная почти полтора века назад Еленой Блаватской попытка «синтеза всех религий» в одну выродилась в обычную пропаганду восточной мистики, оккультизма и магии. Правда, успев побывать в годы СССР «любимой религией советских инженеров», а потом духовной основой тоталитарных сект.
{jcomments on}
17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Блаватской и Генри Олкоттом было основано Теософское общество, до сих пор играющее довольно заметную роль в оккультно-мистическом мировоззрении. Отцы-основатели этой организации и впрямь были довольно незаурядными людьми. Тот же полковник американской армии Олкотт, проявивший себя с самой геройской стороны во время Гражданской войны 1861-65 годов, а затем ставший даже «почетным брахманом», принятый в эту избранную касту индийских жрецов за заслуги перед их религией.
Но, конечно же, особый интерес вызывает фигура Елены Блаватской, нашей соотечественницы. Тем более, что именно она заложила основы деятельности теософов. Олкотт довольно быстро откололся от нее и организовал собственную маловлиятельную группу из своих приверженцев.
Родилась Елена в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) в старинном аристократическом роду. Достаточно сказать, что ее двоюродным братом был Сергей Витте – государственный деятель «первой величины», занимавший пост министра финансов и премьера Российской империи.
Но юную Елену карьера светской «львицы» не прельщала. Уже с 16 лет ее потянуло к тайным мистическим знаниям – благо, некоторые из предков, жившие в богатом на такие настроения XVIII веке, оставили потомкам неплохую библиотеку, где были труды масонов, иллюминатов и прочих «усовершенствователей устаревшей религии». Именно на эту стезю встала и молодая княжна, после того, как после трехмесячного замужества за ереванским вице-губернатором Никифором Блаватским, навсегда его покинула в 18-летнем возрасте и отправилась по миру «в поисках мудрости».
Где она только не побывала за 20 с лишним лет… В Италии и Египте, несколько лет пробыла в Тибете, совершала кругосветные путешествия, нередко оказываясь на краю гибели во время корабельных аварий.
Наконец, к 1875 году она прибилась к берегам Америки, где с соратниками и основала Теософское общество. Буквальный перевод этого термина означает «Божественная мудрость» – по аналогии с известной «философией», просто «любовью к мудрости».
Впрочем, ирония судьбы заключалась в том, что несмотря на беззастенчивое упоминание «имени Бога всуе» (кстати, греха против Первой Заповеди Декалога) ни почитанием, ни мудростью, ни даже признанием существования Бога в теософии и не пахло. Да и как иначе, если у всех его основателей был солидный практический опыт спиритизма и прочей темной оккультной практики, которая однозначно осуждается большинством мировых религий, как магия и сатанизм?
Бога Библии Елена Петровна, например, называла «чудовищем с невежеством на хвосте», заодно отказывая в вере в его существование. Тем не менее, и она, и ее последователи (например, преемница Блаватской на должности главы Теософского общества Анни Безант) с христианством всячески заигрывали. Доказывая в духе почти что любого основателя околохристианской (или даже внехристианской, вроде кришнаитов) секты, что «мы Христа любим и чтим». Только просто как «великого учителя человечества» – наряду с Буддой, Магометом, и, конечно же, сотней поименованных и безымянных «махатм из Тибета».
Кстати, именно с легкой руки теофософов по мирупошла гулять басня, что Спаситель Мира, на самом деле, не Сын Божий (да и как может быть Сын у Того, Кого нет?), а просто пытливый еврейский юноша, выучившийся в Тибете (истинном центре мировой мудрости) убедительным фокусам, а потом для их популяризации основавший религию своего имени. Разумеется, его крестная смерть в рамках такой системы либо не признается, либо ей не придается ровно никакого спасительного значения. Вообще, как и в любой восточной религии, теософия не оперирует понятием «благодать». То есть бескорыстная любовь Бога даже к грешникам, даже ценой своей жизни ради их спасения от власти греха и приобщения к вечному блаженству. Ну не могут понять западные по происхождению «мудрецы» такого пошиба, как это «благоразумный разбойник», распятый рядом со Христом, мог оказаться в раю! А как же его преступления?! Их что – вот так просто взять и простить? Вот и пишет один из учеников Блаватской, автор «Основ миропонимания новой эпохи» Клизовский: «Если даже этот разбойник и попал в рай, то ненадолго, после чего все равно отправится искупать свои грехи на грешной земле». Что поделаешь – карма, неумолимый и бездушный закон воздаяния за добро и зло.
Любой из нас хоть раз в жизни прощал обидчика просто по его просьбе: «Извини, пожалуйста». А не отвечал «по закону кармы» обидой на обиду. Но это ж люди, личности. А личностного Бога в теософии, увы, не предусмотрено. Что живо роднит ее с теми же дохристианскими греко-римскими верованиями, где даже бессмертные боги были игрушкой в руках неумолимой судьбы. Впрочем, и настоящий «пантеон» (совокупность всех языческих божеств) тоже была взята Блаватской для тезиса о «Великих Учителях Человечества» тоже оттуда.
От индуизма-буддизма же Елена Петровна взяла не только так полюбившуюся ей «карму», но и идею о переселении душ. Правда, надо отдать ей должное, отвергла совсем уже дикие на взгляд западного человека представления о возможности реинкарнации человеческой души в животных, растения, минералы. Душа человека переселяется только в тело другого человека – вот непреложный тезис «Тайной доктрины».
Понятно, что спасения, как такового, сия доктрина не представляет. Вечное «кручение» в «Колесе Сансары», рождений и смертей – с возможностью, максимум достичь уровня «архата»-просветленного, и уже самому выбирать куда, в кого, и когда воплощаться. Впрочем, между воплощениями не исключается и чисто духовное, квазирайское блаженство (и адские муки) для праведников и грешников.
В конце концов, теософию постигла судьба всех «синкретических» духовных учений, призванных объединить все религии. Грубо говоря, в таких случаях, десять прежних религий остается, зато появляется одиннадцатая, к которой враждебно относятся вышеупомянутые. Хорошо еще, что теософы не ставили целью завоевать власть над миром как другие «синтезаторы», масоны. Впрочем, если учесть очень большую популярность идей Блаватской в небезызвестной военно-оккультной организации под скромным названием СС, также помешанной на «тибетской мудрости», «знаниях древних ариев» (да и сами называвшей себя «истинными арийцами»), можно заметить, что от мирового господства теософия была всего за один какой-то шаг.
Вообще, Блаватской и ее последователям не удалось сохранить какую-то равноудаленность от наличных духовных учений. Фактически, «Тайная Доктрина» – это слегка адаптированный для представителя западной культуры вариант религии восточной, в первую очередь основанный на эклектической мешанине индуизма, буддизма и его разновидности, тибетского ламаизма. А христианские элементы здесь представляют не более, чем «декор». В сравнении с теософамидаже самые оголтелые еретики, вроде мормонов или «Свидетелей Иеговы» выглядят настоящими столпами веры. Да, впрочем, вера как таковая там и не требуется – в кого верить, если Бога (к которому можно обратиться с молитвой) просто нет?
На наших землях идеи мадам Блаватской (как и Елены Рерих, Анни Безант и других апостолов этой религии без Бога) получили второе дыхание после «хрущевской оттепели». Безбоязненно ходить в православные храмы было позволено лишь бабушкам-пенсионеркам и пролетариям, которым было нечего терять в плане карьеры. А вот интеллигенции приходилось туго – в случае подозрения в симпатии к «религиозным предрассудкам» живо можно было пролетариат пополнить. В качестве какого-нибудь кочегара – в связи с лишением прежней работы и «волчьим билетом» для нового трудоустройства.
Вот тут восполнять «духовный вакуум» и бросились адепты теософии. «Астральные путешествия», «распускание огненного цветка», «защита от энергетических ударов» (и их нанесение, конечно, – самая обычная черная магия) – это ж было так интересно после насквозь материалистического мировоззрения коммунизма.
Тем более, даже терминология «Живой этики» (одной из наследниц классической теософии) была как будто специально отточена под словарь инженерно-технических работников. «Подключился к эгрегору» (энерго-информационной сущности того или иного явления – религии, мировоззрения и т.д.), «отключился от эгрегора», «поставил защиту», «снял защиту». В традиционных «отсталых» конфессиях люди мучаются духовными поисками, переживают за вероотступников, а здесь все так просто, как с несложными электроприборами.
А самый пик популярности теософских доктрин наступил в 90-е годы, подняв волной с самого дна оккультно-мистические мути. «Великое Белое Братство» Юрия Кривоногова (он же Юоанн Свами) и Марии Цвигун (она же Мария Дэви Христос) с сотнями тысяч адептов, ждавших в 1993 году конца света – это ведь тоже из той же «тайно-доктринальной» оперы. Хотя, конечно, проходимцы, стоящие у истоков новой секты, и не имели «официального разрешения» от Теософского общества на использование его многих мировоззренческих тезисов.
А еще в те годы выходила популярная серия «Библиотека мага и экстрасенса», проходили бесчисленные курсы по «открытию третьего глаза» (успешные выпускники которых, чаще всего, потом оказывались в доме для умалишенных) и так далее.
Сейчас, правда, теософия перестала быть эксклюзивно-популярной в интеллигентской среде. Может быть, потому, что бывшие «ИТРовцы» в новых экономических условиях вынуждены работать поинтенсивнее, чем в годы СССР и им просто не хватает времени на серьезные занятия оккультизмом. В силу чего самой востребованной «религией» ныне стало «наличие Бога в душе» – с периодическим воспоминанием о нем в дни самым великих христианских праздников. Или же когда без его помощи явно не справиться с кризисной ситуацией.
Ну а теософия заняла в нынешнее время приличествующее ей место: где-то между кришнаитами (также считающих Христа, Аллаха и Будду ипостасями Господа Кришны), более «христианскими» сектантами, всевозможными колдунами и обычными философами. Что ж, особо удивляться этому не стоит – недаром Священное Писание предупреждает о том, что лжеучителя будут приходить соблазнять верующих вплоть до второго славного пришествия Христова.