Расизм во имя Перуна поставили вне закона
Суд признал экстремистскими «Славяно-арийские веды»
Центральный районный суд Омска 30 октября с.г. удовлетворил поданное 26 декабря 2014 года заявление прокурора Омской области о признании экстремистскими материалами ряда книг, изданных Древнерусской православной инглиистической церковью православных староверов-инглингов. Эти сочинения объединены в цикл под общим названием «Славяно-арийские веды».
Как сказано в решении суда, проведенная в 2014 году специалистами Омского государственного педагогического университета экспертиза установила, что «в текстах книг обнаружены… императивные высказывания с семантикой побуждения к действиям, отражающим запрет на межрасовые браки; выраженная имплицитно информация о превосходстве представителей белой расы по отношению к черной расе». Это решение дает основу для ликвидации целого ряда общин в разных регионах.
Инглиистическая церковь, вопреки присутствию в ее полном названии слов «православная» и «староверы», – это неоязыческое движение, созданное в 1992 году в Омске Александром Хиневичем, ранее пропагандистом уфологии и оккультизма. В идеологии инглингов немало из его прошлых увлечений – например, палеоконтакты «славяно-русов» с богами, явившимися из космоса на звездолетах. По мнению Хиневича, на месте нынешнего Омска располагался Асгард – священный город скандинавской мифологии. Очевидно, поэтому среди основополагающих книг организации – «Сага об Инглингах», повествующая о династии средневековых шведских королей, от которых заимствовано название.
Символика Инглиистической церкви включала свастику, очень похожую на ту, которая использовалась в Третьем рейхе, практиковалось приветствие вскинутой рукой. Кроме того, в «Сантья-ведах Перуна», входящих в «Славяно-арийские веды» Хиневича, есть призыв к запрету межрасовых браков: «Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите». Вследствие этого организация оказалась привлекательной для сибирских праворадикалов. «Довольно тесные контакты Инглиистическая церковь поддерживает с региональным отделением РНЕ, баркашовцы, в частности, обеспечивают безопасность и поддерживают порядок во время массовых мероприятий инглингов», – писал в 2001 году религиовед Владимир Яшин, ныне доцент кафедры теологии и мировых культур Омского государственного университета.
Судя по всему, за связи с РНЕ инглинги вскоре и пострадали. 10 октября 2002 года Омский областной суд ликвидировал региональное отделение РНЕ, удовлетворяя ходатайство прокурора от 26 августа того же года. 25 июля 2002 года Главное управление Минюста по Омской области вынесло предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности Славянской общины капища веды Перуна, а 11 июня 2003 года обратилось в суд с требованием ликвидировать все три юридические лица, зарегистрированные инглингами в регионе: Асгардскую славянскую общину, Славянскую общину капища веды Перуна и «семинарию». 30 апреля 2004 года Омский областной суд удовлетворил заявление Минюста, 27 июля 2004 года это решение подтвердил Верховный суд РФ.
Как можно предположить, целью данных действий являлась нейтрализация в публичном поле инглингов, число которых в Омске в 2001 году Яшин оценивал в 3 тыс. человек, преимущественно из числа учащейся молодежи. «В Омске, где начиналась история инглингов и располагается их духовный центр, за последние годы их публичная активность заметно снизилась», – отметил «НГР» религиовед, указав, что с Хиневичем с начала нулевых порвали многие из его сподвижников. Но в целом религиозную организацию устранить из общественной жизни не удалось. Она продолжала существовать без регистрации, привлекая к себе людей. Например, в августе 2007 года организовала массовое празднование Высшего дня Перуна с использованием вызывающей нарекание символики. Поскольку зарегистрированная организация уже отсутствовала, к ответственности привлекли самого Хиневича. 11 июня 2009 года мировой суд Центрального округа Омска признал его виновным по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), осудив на 1,5 года лишения свободы условно с испытательным сроком два года.
Летом 2011 года «Патер Дий», как именует себя глава инглингов, сочетая в своем «титуле» имена высших славянских богов, вернулся к пропагандистской деятельности в регионах России. Как говорит Яшин, с начала нулевых «существенно расширились и укрепились их (омских инглингов. – «НГР») связи с единомышленниками в других регионах России и за рубежом». «Объединения последователей инглиизма (преимущественно в формате религиозных групп) известны, например, в Челябинске, Краснодарском крае, Тюменской области, Москве, Украине, Германии, Чехии и т.д., – отмечает он. – Судя по всему, речь идет о нескольких десятках объединений».
Особенно много адептов инглиизма оказалось на Северном Кавказе. Так, 12 ноября 2008 года Майкопский районный суд Адыгеи запретил деятельность общины местных последователей Хиневича за использование символики, сходной с нацистской. Следующий размещенный на сайте Минюста список запрещенных в России организаций пополнило еще одно неназванное объединение инглингов, признанное экстремистским Ставропольским краевым судом 21 августа с.г. Видимо, это была община под названием «Дети Перуна». Перед этим силовики провели масштабные обыски и аресты среди неоязычников в Кавминводах. Основной интерес правоохранителей вызвала деятельность общины «Дети Перуна», придерживавшейся, судя по ее интернет-ресурсам, инглиистического вероучения и символики (см. «НГР» от 19.08.15). 1 октября сетевое издание «Блокнот-Ставрополь» сообщило об обыске, проведенном в квартире у лидера «Детей Перуна» Владимира Дьяченко, добавив, что ранее «общественно-просветительскую деятельность староверов-инглингов «Дети Перуна» признали незаконной и опасной». Очевидно, речь о вышеупомянутом решении краевого суда.
Интерес к неоязычеству в Ставропольском и Краснодарском краях понятен, если учесть, что уже в середине нулевых годов нишу национализма там заняли движения, принадлежавшие к подобным религиозным течениям. Начиная с какого-то момента закрученный восьмиконечный золотой «коловрат» на красном полотнище стал восприниматься как противовес символу полумесяца у мусульман.
Как подчеркивает Яшин, развитие кампании против инглингов выглядит закономерным: «То, что Хиневич продолжил активную работу по распространению идеологии, на которой были основаны религиозные организации, ранее ликвидированные решением суда как экстремистские, стало поводом для возобновления следственных действий в отношении него в 2013 году. До «активной фазы» дело дошло в 2015 году. Между тем «Славяно-арийские веды» в судебном порядке экстремистским материалом признаны не были. Так что приговор, вынесенный 30 октября с.г. Центральным районным судом Омска, просто устранил это противоречие».
Можно предположить, что сыграли свою роль и усилившиеся в последнее время активные действия силовиков против праворадикалов, связанных с украинскими единомышленниками. Ряд ставропольских неоязычников недавно был заочно осужден за деятельность в рядах батальонов «Азов» и «Айдар», симпатии к таковым высказывал и вышеупомянутый лидер «Детей Перуна» Дьяченко.
Владислав Мальцев
http://www.ng.ru/events/2015-11-18/3_perun.html