Нетрадиционные религиозные течения.
В последнее время в Казахстане наблюдается тенденция неуклонного роста деятельности исламских нетрадиционных течений, которые способствуют радикализации определенной части верующего населения страны.
Государство и его институты четко определили, что присутствующие в казахстанском сегменте исламские нетрадиционные течения относятся к салафизму.
Исторический экскурс в истоки данного религиозного течения показывает, что салафизм по своей религиозно-правовой форме, не является неким отдельным ответвлением от мировой религии ислам.
Согласно исследованиям известных зарубежных и отечественных ученых, идеология салафизма исходит из доктрины одного из четырех суннитских мазхабов – ханбализм.
Как известно особенность данного ханбалитского мазхаба заключается в нетерпимости к «бида» т.е. нетерпимости к новшествам. Речь идет о любой практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка.
Основная задача идеологии салафизма по мнению духовных лидеров данного течения, якобы заключается в очищении религии ислам от чуждых ей примесей, основанных на этнических, культурных и иных особенностях различных мусульманских народов.
Идеи борьбы за «чистый ислам» представители салафизма осуществляют не только идеологически, но и как показывают последние события, ими организовываются вооруженные сопротивления с государственной властью.
Идеологи салафизма придают большое значение практике. В современном обществе представители салафизма начинают идеологическую обработку верующих с простого призыва людей к соблюдению пяти столпов Ислама –это вера в единого Аллаха и его Пророка, совершение пятикратного намаза, совершение поста в священный месяц Рамазан, осуществлении езякет и совершение паломничества в гг. Мекку и Медину.
На первый взгляд, призыв к исполнению этих основных положений исламского вероучения является закономерным и объективным явлением. Однако в последующем ситуация для адептов несколько усложняется. Дело в том, что идеологи салафизма, которые способствовали исполнению адептами пяти основных принципов ислама, подводят их к следующему более сложному этапу. Речь идет о том, что на втором этапе адепты начинают приобщаться непосредственно к вероучению салафизма.
За этим казалось бы благим делом стоит профессиональная психологическая атака на сознание верующих, в процессе которого идеологи в лице авторитетных представителей данного учения вступают в своеобразный жесткий спор/дискуссию, предметом которого становится специфичное трактование постулатов ислама.
В процессе такого системного и непрерывного обсуждения у верующих создается ощущение, что предмет спора и их трактование – это настоящая истина.
Благодаря таким «горе учителям», непрерывно формируется новый круг приверженцев салафизма, которые не имея соответствующего теологического образования стремятся начать свое комментирование Корана и хадисов пророка, фальсифицируя их истинность и объективность, уводя своих слушателей по «ложным коридорам» исламского вероучения.
Стоит отметить, что в современный период распространение идеологии салафизма наблюдается практически во всех регионах мира, в которых сосредоточены анклавы мусульманских общин.
При этом важный момент заключается в том, что идеология салафизма конкретно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Секрет здесь кроется в том, что молодежь, в случае ее рекрутирования в ряды салафитов, будет выступать продолжателем и реализатором идеологии салафизма.
Учитывая, что конечный результат учения салафизма только один – это создание теократического государства, основой существования которого является шариат, борьба идеологов будет доходить до открытых вооруженных сопротивлений с политической властью светских государств.
Очень важно, что многие светские государства мира понимают конечную цель салафизма, поэтому начинают вести борьбу с данным деструктивным течением. На пути этой большой и серьезной борьбы, направленной во имя сохранения своей государственности и светскости, стоит и независимый Казахстан.
Важным в этой борьбе является то, чтобы гражданское общество и все институты государства однозначно понимали агрессивность идеологии салафизма и в этой связи объединялись и консолидировались против нового нарастающего глобального зла, всемерно поддерживая государственную политику своего Отечества.