Мирхат Мадияров: Салафиты привлекают людей обещаниями быстрого обогащения
По каким причинам молодые люди становятся приверженцами деструктивных течений, насколько сложно переубеждать их и возвращать в лоно традиционного ислама, появились ли новые методики по работе с радикалами? Об этом и другом мы поговорили с Мирхатом Маратулы Мадияровым — директором Алматинского центра «Шаңырақ», который занимается консультированием, профилактикой распространения экстремистcкой идеологии и реабилитацией жертв деструктивных течений.
— Уважаемый Мирхат Маратулы, насколько трудно строить диалог с представителями деструктивных течений и убедить их отказаться от опасной идеологии?
— Данный вопрос всегда обсуждается на форумах религиоведов, различных семинарах, проводимых в нашей стране, специалисты делятся своими подходами, новшествами в этом деле. Например, я полностью убедился в том, что многих приверженцев салафизма переубедить очень сложно. Но нельзя бросать это дело и отступать. Например, специалистам нашего центра только в течение полугода удалось переубедить более 400 приверженцев салафизма. Значит, если приложить усилия, можно достигать хороших результатов. Но самое главное в этом деле, правильно организовать работу. Если посмотреть, ведь вопросы радикализации находятся под контролем Комитета национальной безопасности, журналистов, религиоведов и других специалистов, но число салафитов растет. Почему? Потому что каждый работает в своей сфере, нет совместных организованных действий.
— Так каким же образом можно остановить рост числа салафитов? Есть ли специальные методы?
— Конечно, трудно сразу найти общий язык с уже зомбированным человеком, который опирается только на закостеневшие установки. Во время наших встреч специалисты из разных уголков страны рассказывают о своих наработках, делятся эффективными методами. Поэтому, считаю, необходимо собрать их труды и подготовить специальное методическое пособие, чтобы систематизировать работу по всем направлениям.
Например, некоторые специалисты считают, что все силы нужно бросить только на работу с лидерами деструктивных течений. Этим методом мы пользуемся уже давно. Но некоторые до сих пор думают, что если мы сможем вернуть лидеров, то можно вернуть и следующих за ними. На самом деле это не так. Количество их лидеров не ограничивается двумя-тремя людьми. Поэтому, повторюсь, нам необходимо разработать специальную общую методику. Например, Министерство образования и науки РК ежегодно обновляет свои методики, ежегодно повышается и квалификация врачей. Также и в нашей сфере нам необходимо обмениваться лучшими методиками лечения от духовной болезни общества.
Буквально недавно мы разработали специальную методику ведения работы с представителями радикальных течений, направили ее экспертам Комитета общественного согласия. Специалисты одобрили нашу методику и теперь наши коллеги с любого уголка страны смогут использовать ее в своей работе.
— Мирхат Маратулы, а какие люди чаще всего оказываются в сетях деструктивных течений?
— Чаще всего причиной попадания молодых людей в чуждые течения являются социальные проблемы, безработица. Например, преступники, убившие Дениса Тена преследовали цель заработать деньги на краже зеркал. Но в этом есть еще одна невидимая сторона. Такие молодые люди — находка для деструктивных течений. Они обманом завлекают, таких парней, занимающихся воровством, обещаниями типа: “Откроем тебе СТО” и т.д.
Представьте, только в оном Алматы более 1500 людей коренной национальности приняли христианскую веру нетрадиционного направления. Причем они являются казахами и по отцу, и по матери. Что побудило этих казахов принять христианскую веру? Дело в том, что представители деструктивных течений привлекают людей обещаниями быстрого обогащения.
Также велика вероятность попадания в сети радикалов молодых людей, находящихся в духовном поиске. А главная причина заблуждений группы людей, выехавших в Сирию — религиозная безграмотность. Представители сект, вербующих молодежь в свои ряды, обладают искусством красноречия, сходу могут рассказать о 6 условиях имана, успеют запугать слушателя муками ада и завлечь в свои ряды. Это называется “заставить человека повиноваться словами”.
— Что же нужно делать, чтобы не попасть в сети сект?
— Мы ведем работу по 3-м направлениям. Первое – это профилактика, то есть борьба с причинами появления данной проблемы. Это пропаганда ханафи мазхаба, который в течение многих веков слился воедино с обычаями и традициями казахского народа, разъяснение внешних и внутренних признаков чуждых течений. Однако, необходимо признать, что сейчас мы боремся не с причинами, а с последствиями упущений.
Но не стоит также сгущать краски по поводу увеличения рядов заблудших. Например, если в стране 18 миллионов жителей, из них 12 миллионов – являются мусульманами. Только 1%- из них — читающие пятикратный намаз, среди них 85% – придерживаются ханафи мазхаба. Мы же работаем только с оставшимися 15%. Это и есть адепты нетрадиционного ислама. Люди, полные агрессии ненависти к окружающим, которые по каждому вопросу набрасываются со словами “Где далиль?”.
Наш центр “Шанырак” только после изучения, кто является устазом этого человека, где он обучался, получал информацию, может определить, является ли он представителем чуждого течения. Если вы идете к врачу, он спрашивает, что вы ели, какие лекарства употребляли, чем занимались, только после этого он ставит диагноз. Мы поступаем также. Определяем уровень диагностируемого. Мы не отправляем проводить беседу к человеку, с уровнем первоклассника, теолога или профессора ”Нур Мубарака”.
Потому что этот человек может разозлиться из-за непонимания слов ученого, который исследует религию с разных сторон. Также профессор может быть не доволен тем, что к нему привели человека, который не понимает элементарных вещей. Безусловно, с адептами, которые изучали вопросы акиды, проводят работу специалисты высокого уровня. А к тем, кто недавно читает намаз и только начал изучать религию, достаточно направить студента 3-курса медресе.
— Как Вы считаете, насколько опасно возвращение в страну лидеров салафитского джамагата Дильмурата и Назратуллы?
— По моему, не нужно беспокоиться по этому поводу. Наоборот, теперь их последователи должны сделать выводы. Ведь этих “проповедников” арестовали и помогли доставить в нашу страну сами саудийцы, тогда как эти лидеры внушали своим слушателям, что настоящие мусульмане живут в Мекке, Саудовской Аравии. Теперь им нечего сказать в защиту своих предводителей. Потому что выяснилось, что к их кумирам, которые кричали на каждом шагу, что находятся в Мекке среди “истинных мусульман” предъявлены серъезные обвинения в терроризме. Это главное, что необходимо принять во внимание и говорить об этом открыто.
Дильмурат и Назратулла сначала не сеяли раздор и смуту в Казахстане, затем отправились в Саудовскую Аравию, где также развели фитну. При каждом удобном случае необходимо разъяснять это нашим заблудшим братьям. Они должны найти в себе мужество признать свои ошибки и вернуться в традиционную религию, которой придерживались казахи веками. Вот тогда наша работа принесет реальные результаты.
— Огромное спасибо за то, что нашли время интервью!