Мечети закрывают двери перед мигрантами
Во Франции мусульмане принимают беженцев менее радушно, чем христиане
Агентство France-Presse в сентябре обнародовало интересный факт: мусульманские организации почти не оказывают помощи сирийским беженцам. Спустя месяц, в октябре, положение дел не изменилось. В соборной мечети Парижа не собирают средств на поддержку мигрантов. В мечети пригорода столицы Сент-Уэна, где вынужденные переселенцы жили на улицах, о солидарности с ними не напоминают ни надписи, ни листовки.
О том, что сирийским беженцам трудно найти контакт с единоверцами, рассказывает Хаджиб, один из попечителей мечети Сент-Уэна: «Есть верующие, которые делают пожертвования в пользу сирийцев, но никакой организованной поддержки нет». Сами мигранты – нечастые гости в мечети, через 30 минут после пятничной молитвы закрывающейся на ключ. «Мы думали собраться и обсудить возможность организации помощи», – говорит Хаджиб. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.
То, что мусульмане в сообществе мусульман сталкиваются с трудностями, можно понять, обратившись к сайтам исламских благотворительных организаций. Страница одной из наиболее влиятельных из них, Secours islamique, в последний раз упоминала о сирийских беженцах в 2013 году, когда мусульманские активисты распределяли среди переселенцев гуманитарную помощь. В Baraka City положение дел не лучше. В интервью France-Presse директор объединения заявил, что готов приютить мигрантов на принадлежащих фонду 7 тыс. кв. м, но это обещание все еще остается на бумаге.
Убедиться, что с солидарностью внутри мусульманского сообщества не все в порядке, мог каждый, кто посетил демонстрацию в поддержку сирийских мигрантов, состоявшуюся в Париже 4 октября. Инициативу по защите беженцев взяли на себя активисты левых политических движений. Мигрантов призывали впустить в страну потому, что «Европа должна быть открыта для всех» и «французский империализм провоцирует войны» – но религиозная солидарность при этом была практически не заметна.
Единственными представителями мусульман, поднявшимися на трибуну демонстрации, оказались палестинцы. К удивлению, они призвали не сосредотачиваться на сирийцах. «Франции стоит помнить обо всех волнах миграции, а также о том, что Израиль не принимает арабских беженцев, зато предоставляет шанс еврейским репатриантам», – заявил палестинский спикер. Спустя несколько дней его единомышленники провели демонстрацию за независимость Палестинской автономии от Тель-Авива. Общей (а также частных) мусульманской акции в поддержку мигрантов так и не состоялось.
France-Presse выдвигает свою версию, почему происходит именно так: исламские финансы сосредоточены на других проектах. «Бумажники мусульман открыты для планов строительства новой мечети в Сент-Уэне и для поддержки Палестины, но не для помощи сирийским мигрантам», – делится своим выводом агентство. Возможно и другое: мечети во Франции привязаны к национальным общинам, они могут принадлежать марокканцам, алжирцам, египтянам или туркам. На помощь сирийцам их соседи по мусульманскому Востоку не спешат.
Трудности, которые испытывает исламская благотворительность, признает один из руководителей Французского совета мусульманской религии (CFCM) Абдалла Зекри, призывающий своих единоверцев к состраданию: «Кошельки для сирийцев открывают немногие. Но чего же все ждут, неужели наступления зимы?» Нужно «распахнуть сирийцам сердце», настаивает исламский лидер, но отклика его слова не находят.
В конце сентября, в канун праздника Курбан-байрам, Зекри призвал своих единоверцев совершить пожертвование в пользу сирийцев, но направить религиозные чувства в русло благотворительности ему не удалось. «Мы могли бы создать новую форму солидарности, вместе собирая деньги для мигрантов», – до сих пор надеется он.
Христианская благотворительность в столице Франции более заметна, чем мусульманская. В парижском пригороде Обервилье на воротах церкви прибита листовка о мигрантах, гибнущих при пересечении Средиземного моря. Верующие христиане в этом в значительной степени мусульманском предместье собирают деньги на помощь сирийцам. Но в других приходах, в том числе в тех, рядом с которыми жили беженцы, все обстоит по-другому. В роскошной неоготической церкви в Сент-Уэне о помощи мигрантам не напоминает ничего.
И все же убедиться в том, что христианская благотворительность в пользу беженцев реальна, можно на собственном опыте. В одном из пригородов Парижа обосновалась CEDRE – католическая служба по размещению вынужденных переселенцев. Религиозные активисты через Интернет разыскивают для сирийцев волонтеров – преподавателей французского языка, а также занимаются обучением вынужденных переселенцев основам компьютерной грамотности.
На то, как христиане помогают мусульманам, я решил посмотреть лично, ради чего приехал в Обервилье. Интернет дезинформирует наблюдателя: благотворительная служба открывает двери лишь время от времени; по средам и пятницам она не работает, а по вторникам «не оказывает социальную помощь». Тем не менее здесь можно обнаружить несколько работающих гуманитарных проектов – в их числе театральную студию для мигрантов. Католическая благотворительность действует, и ее эффект усиливает медийная поддержка, которую переселенцам оказывают близкие к Ватикану газеты.
Наиболее влиятельное христианское издание Франции La Croix посвящает мигрантам первые полосы. «Европа должна быть мультикультурной», – считают собеседники католической прессы; ни один не выступает против приема беженцев. Издание публикует сводки о жизни мигрантов во Франции, включая мусульман, и, в силу структуры миграции, в основном уделяет внимание именно им.
Время от времени La Croix дает понять своим читателям, что отношение к мигрантам среди католиков далеко от единодушия. Согласно опросу общественного мнения, проведенному изданием, против приема беженцев выступают 57% верующих, нерегулярно посещающих богослужения. Среди постоянно ходящих в церковь доля скептиков чуть ниже – 51%. Комментаторы издания надеются, что эта разница отражает усилия, которые предпринимает в поддержку мигрантов папа Римский Франциск, но сами, похоже, сомневаются в этом.
Некоторую озабоченность у католических клириков вызывает тот факт, что французские крайне правые свой электорат находят среди не посещающих службы католиков. «Национальный фронт» Марин Ле Пен, не подвергая сомнению христианские корни французской культуры, позиционирует себя как светская партия. Связей с высшим духовенством у палеоконсерваторов нет, а единичные случаи совместных проектов вызывают обмен резкими репликами в католической прессе. Церковь, в рядах клира которой много мигрантов из Африки и их потомков, определенно не готова поддержать «Национальный фронт».
Сами беженцы редко высказываются на тему религии, возможно, еще не зная по-настоящему языка страны, которая их приютила. В их интервью если и можно прочитать какие-либо высказывания о религии, то касаются они в основном «Исламского государства» (напомним, эта экстремистская организация запрещена в России).
Игорь Гашков
Париж
21.10.2015
http://www.ng.ru/ng_religii/2015-10-21/16_mecheti.html