Кеншілік Тышхан: мы должны подготовить достойную смену религиозных кадров
Изменилась ли сегодня ситуация в системе религиозного образования, как защитить молодежь от получения сомнительных религиозных знаний и нужно ли развивать собственную базу религиозного образования прокомментировал заведующий кафедрой религиоведения ЕНУ имени Л. Гумилева, кандидата философских наук Тышхан Кеншілік.
{jcomments on}
Практика показывает, что в начале 2000 годов наши граждане, обучавшиеся за рубежом, в том числе в сомнительных учебных заведениях попали под влияние адептов деструктивной идеологии. Получив там религиозное образование, в том числе в различных подпольных школах и курсах, возвращались с чуждыми для нашей страны ценностями и радикальными взглядами, а некоторые вступали в ряды экстремистских организаций.
— Почему молодые казахстанцы предпочитают выезжать в арабские страны и обучаться в сомнительных религиозных вузах?
— Получить религиозное образование в известных исламских центрах всегда было заманчивым предложением для молодых парней, и не потеряло свою актуальность и сейчас. При этом оно бесплатное, и для поступающих нет никаких ограничений ни по возрасту, ни по знаниям. Конечно, нельзя утверждать, что все граждане Казахстана, получившие религиозное образование за рубежом, представляют угрозу. Большинство из них действительно получило хорошее теологическое образование и некоторые из них сегодня успешно работают в Духовном управлении мусульман Казахстана, государственных учреждениях и финансовых центрах. Однако некоторые активно пропагандировали деструктивную идеологию. К тому же, система исламского религиозного образования в нашей стране находилась на стадии становления. Это сейчас в стране функционируют 4 медресе, 5 медресе-колледжей и университет «Нур-Мубарак», а раньше этого не было.
— Сколько казахстанских граждан получили религиозное образование за рубежом, есть ли на этот счет какая-то статистика?
— Согласно данным Министерства по делам религий и гражданского общества, в Казахстане религиозное образование получают около трех тысяч детей, из них 1800 обучаются в медресе ДУМК. В зарубежных теологических учреждениях обучается более 300 наших граждан, но в официальных источниках они не упоминаются. Большинство детей обучаются в теологических вузах Египта, Саудовской Аравии и Малайзии. В настоящее время их количество снижается ввиду проводимой разъснительной работы госорганов и ДУМК, а также продолжения учебы в университете «Нур Мубарак». Думаю, будет правильным продолжить практику во возврату наших молодых граждан на Родину, создав для них условия по получению религиозного образования. Особенно радует то, что благодаря проводимой разъяснительной работе в СМИ, многие родители отказываются обучать своих детей за рубежом.
— Как вы думаете, будет ли эффективной норма закона об ограничении получения религиозного образования за рубежом?
-Введение данной нормы направлено на обучение религиозных служителей в первую очередь в нашей стране, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с казахстанскими традициями и культурой, нашей духовностью, поэтому она очень актуальна для нас. с точки зрения профильного ведомства, подобные меры позволят сократить количество выезжающих молодых людей за рубеж. Для этого интересующимся религиозными знаниями предлагается пройти обучение в 9 медресе-коллежах, далее пройти конкурс на грант египетского университета исламской культуры «Нур Мубарак». И только после получения базового религиозного образования, претендент будет иметь возможность получать дополнительное высшее образование за рубежом. Исключение будут составлять только студенты, которые получают образование за рубежом на основании международного договора или соглашения, а также отсутствия у зарегистрированных в Казахстане религиозных объединений, духовных или религиозных организаций образования на территории нашей страны.
— Может ли действующая система отечественного религиозного образования полностью закрыть вопрос необходимости получения религиозных знаний за рубежом?
— Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию отечественной системы религиозного образования, мы не должны отказываться от зарубежного опыта. Вместе с тем, в иностранные учебные религиозные центры должны направляться лучшие выпускники университета «Нур Мубарак» для обучения в магистратуре и докторантуре по направлению ДУМК. Подобная практика существует в Узбекистане, и показала свою эффективность. Кроме того, необходимо продолжить работу по развитию высшего религиозного образования и подготовке квалифицированных магистров и докторов теологии на базе университета «Нур Мубарак» путем увеличения количества государственных грантов. Для этого необходимо перенимать передовой опыт лучших исламских теологических университетов, приглашая к преподаванию известных зарубежных теологов, специалистов по Корану и хафизов. Все эти меры позволят нам компенсировать и улучшить состав имамского корпуса ДУМК, а также подготовить достойную смену религиозных кадров в будущем.