Католическая империя и Единая Европа
Символика ЕС имеет в основе образы Апокалипсиса
Католическая церковь, с тех пор как она стала государственной в Римской империи, выработала представление о Европе как о едином целом. Конфликт между Римом и Константинополем в начале XI века был воспринят ею как событие, затрагивающее самое сущность концепции кафоличности, вселенскости. В этом состоит ее отличие от восточного христианства, где понятие «поместная Церковь» прижилось гораздо быстрее и стало восприниматься как данность.
Начиная с эпохи патриарха Фотия (вторая половина IX века) и углубления расхождений между западной и восточной Церквами, Константинополь перестал посылать миссионеров на Запад. Последним мероприятием такого рода стала миссия святых Кирилла и Мефодия в Моравию по приглашению местного князя Ростислава.
«Наступательное» движение западных миссионеров на славянские земли, напротив, продолжалось. Сюда входят усилия Рима перечеркнуть миссионерские успехи тех же Кирилла и Мефодия в Моравии, что отчасти ему удалось: в современных Чехии и Словакии от учительского наследия братьев почти ничего не осталось. Чтобы замести следы духовного творчества Кирилла и Мефодия, даже передвинули на 100 лет позже дату официального введения христианства в чешских и словацких землях. Мефодий, переживший своего брата Кирилла, умер в 885 году. Его преемником стал саксонец Детмар, которого следовало бы считать вторым епископом этой части Европы после Мефодия. Но не тут-то было: согласно католическим спискам, Детмар, избранный епископом Праги в 973 году и скончавшийся в 982 году, оказался на первом месте. Затем идет Адальберт-Войтех, ставший пражским епископом в 983 году и умерший в 997 году, и лишь третьим упоминается Мефодий. В 1997 году папа Римский Иоанн Павел II посетил Прагу по случаю тысячелетия годовщины гибели святого Войтеха и торжества христианства в Чехии. Что происходило с проповедью христианства в Чехии и Моравии в период между смертью Мефодия и назначением Адальберта-Войтеха епископом Пражским, Католической церкви как бы неизвестно.
Даже этот частный исторический эпизод свидетельствует о том, что объединение Европы под эгидой Католической церкви всегда было ключевой программой Ватикана, и основы интеграции закладывались при его идейном участии. Подчеркивая ту уникальную роль, которую призван сыграть Ватикан в объединении Европы, римские понтифики постоянно напоминали, что именно католическая вера создала европейское единство, в ней оно коренится и нельзя устранять веру из публичных дискуссий. В силу этого Ватикан добивается признания за католицизмом неких исключительных прав на Старый Свет. В своем апостольском обращении «Ecclesia in Europa» (июнь 2003 года), в котором папа Иоанн Павел II далеко не в первый раз подчеркнул необходимость введения в Конституцию Европейского союза ссылки на христианское наследие, он заявил: «Единственная и универсальная Католическая церковь может внести исключительный вклад в строительство Европы, открытой миру». Иоанн Павел II неоднократно и настойчиво подчеркивал, что приверженность Европы принципам светскости в политике приведет ее к потере своей идентичности. Истинное христианство, естественно, для него воплощено именно в католицизме.
Данная мысль затем подчеркивалась в декларации Конгрегации доктрины веры «Dominus Iesus», изданной в 2000 году под руководством папы Бенедикта XVI, где говорилось, что «существует единственная Церковь Христова, пребывающая в Католической церкви, руководимой преемником святого Петра и епископами, состоящими в общении с ним». «Мы заявляем, уточняем и прокламируем любому человеческому существу, – говорится в «Dominus Iesus», – что относительно его спасения оно полностью зависит по необходимости от римского понтифика».
Однако ввиду плюрализма европейского общества Церковь не могла открыто претендовать на безраздельное идейно-политическое лидерство. Только в начале 1990-х годов, после ликвидации системы двуполярного мира, Святой престол, ссылаясь на заслуги католицизма в деле разрушения социалистического лагеря, решительно активизировал усилия, направленные на расширение своего присутствия в европейском интеграционном процессе. Впрочем, следует быть осторожными с восхвалением заслуг Католической церкви в «победе над коммунизмом». Советская система пала в результате своих внутренних экономических, политических и социальных противоречий, в которых внешние факторы сыграли относительную роль. Иными словами, компьютерная революция, а не усилия папы погубили коммунизм.
Тем не менее Иоанн Павел II считал, что федералистские планы ЕС, вступление в него стран Восточной Европы и хаос в бывшем Советском Союзе дают католицизму наилучшие со времен падения Наполеона или Реставрации шансы укрепить свою политическую роль. Сам ЕС обязан своим началом усилиям католических политиков. Социальная хартия Европейского союза и социализм некоторых ее лидеров – все пропитано идеями социальной доктрины католицизма. Продолжая идти по этой стезе, Европейский союз преобразится в империю. Но только вместо императора он будет иметь папу, повелителя Священной Римской империи от Атлантики до Урала – такова мечта по крайней мере некоторых ревностных католиков. Именно от Церкви исходит модель единства в многообразии культурных выражений, сознание принадлежности к универсальному сообществу, которое коренится в местных сообществах, но не исчерпывается ими, утверждают католики.
Масштаб ватиканского проекта четко отразился в усилиях по созданию проекта Общеевропейской конституции 2004 года. Хотя религиозные объединения не были приглашены к участию в подготовке этого документа, они тем не менее добились закрепления в Конституции двух важных принципов: признания в преамбуле «религиозного наследия Европы» и положения о том, что Церкви являются «партнерами» европейских институтов. Правда, Конституция до сих пор не вступила в силу.
Ватикан подготавливает европейское сознание к своей будущей роли, воздействуя на него также через символы. Характерно, что главный символ ЕС, воплощенный в его знамени и представляемый как воплощение «совершенства и полноты», на самом деле имеет религиозное происхождение. В Откровении Иоанна сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). Для католиков жена символизирует Деву Марию, и именно так – на голубом фоне и в ореоле двенадцати звезд – она изображается на многих иконах. Это римско-католический идеал, и показательно, что наиболее известное изображение Девы Марии в этом образе представлено в витраже центрального собора Страсбурга – города, где заседает Европейский парламент. Символично и то, что Конституция Европейского союза, как и договор о создании Европейского экономического сообщества, предшественника Евросоюза, был подписан в 1957 году в Вечном городе – Риме.
Джованни Бенси
Рим
http://www.ng.ru/ng_religii/2015-11-18/5_catholic.html