Изображая садомазохистку: Что заставляют делать на тренингах личностного роста

Корреспондент «Комсомолки» выясняла, какими методами из людей делают лидеров

Когда мои друзья один за другим потянулись на этот тренинг, я на полном серьезе испугалась.
— Мне остались еще одни выходные, и я буду лидером, говорит Наталья. — У подруги есть свой бизнес. Миллионных доходов, конечно, не приносит, но на ногах их семья стоит крепко.
— Каким еще лидером! Зачем тебе это? – совершенно искренне недоумеваю. Нет, ну правда: взрослый состоявшийся человек, с двумя образованиями, дети и муж души не чают. Всегда уважала ее, как личность. Зачем вдруг ее личности расти еще выше, не понимаю.

— Я другим человекам стала. Курить бросила. И вообще я теперь полезный для общества человек. Мы готовим масштабный проект по озеленению города.
Вслед за Натальей на тренинг отправился ее муж, потом их друзья. Сколько они там оставили денег, даже представить сложно: каждый курс стоит от 8 до 23 тысяч. Окончишь один – тебе тут же вбивают в голову, что надо расти выше (читай — платить больше). Каких-то серьезных изменений в психике у них не произошло, слава богу. Но и в жизни ничего не поменялось – топ-менеджерами не стали, каких-то невиданных высот не добились.
Зато город наполнился волонтерами. То акции проводят за здоровый образ жизни, то инвалидам и сиротам помогают, массово сажают деревья.
— Неужели, чтобы начать делать добрые дела, надо отвалить кучу денег за промывание мозгов? — задумалась я и решила сходить на пробное занятие.

«Я хочу сыграть с тобой в игру»

Информацию в интернете нашла быстро. Гостевые встречи – бесплатно. Это для меня, тратить на подобные вещи не готова ни копейки.
— Лена, мы надеемся, ты к нам вернешься! – коллеги провожают, как на войну. Они переживают, вдруг меня там загипнотизируют. На всякий случай буду держать фигу в кармане.
Встречи с будущими лидерами проходят в разных районах города. Как правило, тренинговый центр арендует для этого конференц-залы. Собираются по вечерам – чтобы работающий люд успел добраться. А такие им и нужны – люди с деньгами.
У входа меня встречает тренер Евгения. Дежурная улыбка, хорошие манеры и настойчивые попытки сходу подружиться. Усаживает меня на первый ряд. Все битком. Успеваю оглянуться: на вечер пришло человек тридцать. Одни на грани развода, у других проблемы на работе, третьи не находят общий язык с близкими.
— Как вы узнали про нас? – Евгения присаживается рядом.
— В интернете нашла, — отмахиваюсь я, отвечая взаимной улыбкой. После непродолжительной беседы понимаю — скулы сводит. У моей собеседницы тоже. Я сдаюсь и расслабляю лицо, а она продолжает неестественно улыбаться. Образ требует.
А дальше – театр. Нас просят представиться и озвучить свои желания. Я не готовилась, сходу наплела что-то про успех у противоположного пола. Мол, замуж хочу. В процессе знакомства становится понятно, что половина присутствующих – засланные казачки. Они тут для массовки и убедительности. Позже это станет очевидно.
— Вы все разные, но у каждого из вас есть цели, которые не достигаются, верно? – попадает в точку тренер. Все дружно поддакивают. – Вот вроде хочется, но у одних получается, а у вас нет. Я отвечу, почему. Вы все – личности с привычками и навыками…
После продолжительных рассуждений об уникальности каждого человека, Евгения резко меняет тактику: снимите корону, господа, вы ведь, по сути, ничего не умеете. А вот чего вам не хватает для достижения целей – знают только специалисты тренингового центра. Они всему научат. Новички молчат, завсегдатаи громко поддерживают. Причем, в конце нам кажется, что до вышесказанного додумались сами.
— Наш тренинг – самый простой и эффективный способ приобрести реальный навык! – надрывно продолжает тренер. – Как маленькие дети их получают? Они играют во врачей, воспитателей, дочки-матери. На самом деле в этих играх малыши получают навыки взаимодействия. Точно так же и у нас. Мы будем играть!
Как утверждает тренер, в жизни набивать шишки больно. А тут все делается в безопасном пространстве в искусственно созданных условиях.
— Женщины, кого из вас учили быть любящей женой и заботливой мамой? Поднимите руку, кто такие курсы в детстве проходил? – добивает присутствующих Евгения и заряжает долгий рассказ о своем успешном бизнесмене-муже, о своей идеальной и беззаботной жизни.
Меня смущает даже не притворная интонация. Когда оратор в дешевом платье с китайского рынка и балетках за 30 рублей начинает убеждать меня в собственной успешности, меня начинает воротить от этого лицедейства. Зато моих соседок это не смущает: потупив глазки, все признались, что жены они никчемные, готовят плохо, и хотят научиться быть идеальными.

Четыре часа в гробу

Тем, кто после гостевой встречи решится остаться в этом тренинге, придется оправдываться с семьей. Занятия проходят по выходным. В пятницу группа уезжает на базу отдыха и остается там до вечера воскресенья. Телефоны отключаются. Такое вытерпят только очень понимающие супруги. А далее начинаются сами занятия. По сюжетам можно снимать триллер. — Корабль тонет. На борту 60 человек. В воде акулы, а спасательная лодка всего одна. Кто эти трое счастливчиков, которые спасутся — должны решить остальные. Каждый честно отвечает: сядет он в лодку или нет? На раздумья 20 секунд, — тренер озвучивает первую ситуацию.Все волнуются, боятся показаться эгоистами и дают товарищам шанс спастись. Капитан негодует:- Вы не можете договориться! Как вы вообще живете? Вы все хотите умереть, какой от вас толк? – суть такая, но только это сопровождается матом. Видимо, чтобы еще сильнее запугать. – Берите по три спички и раздайте тем, кого хотите спасти. А всем остальным скажите: «Ты мне не нужен. Я тебе не доверяю».У присутствующих начинается истерика, ведь в начале мероприятия они поклялись заботиться друг о друге. Песнями и рыданиями тонущие прощаются с тремя везунчиками.В реальности действие проходит в большой комнате, где нет ни единого окна, но люди искренне верят, что они на корабле и тонут. Выключается свет, все идут ко дну – ложатся на пол и говорят: «Я мертв». Тишина давит. Минута, две, четверть часа. — Приходит четкое сознание, что ты в гробу, — признается одна из участниц тренинга Оксана Епихина. – Дверь плотно держат с другой стороны, чтобы никто не вышел. По цепной реакции все начинают плакать. А потом внезапно свет в глаза. «Вы хотите жить?» — осатанело кричит тренер, который вместе с десятком незнакомых людей вбегает к нам. Мы отвечаем «Да!». Тут включается песня Шуры «Твори добро», все обнимаются, танцуют и, знаете, такой подъем эмоциональный! Я нужна, я важна! Ощущение ничтожности сменяется чувством эйфории. Но все реагируют по-разному. Кого-то даже рвет, и это неудивительно – упражнение длилось 4 часа. В арсенале центра – десятки подобных приемов. Между ними минимальный паек. Постоянное чувство голода и обстановка, в которой люди теряются во времени, помогают легче влиять на их сознание. Весь парадокс в том, что многим это нравится. В обычной жизни участники не могут испытать нечто подобное, поэтому возвращаются обратно, как наркоманы, у которых начинается ломка по острым ощущениям.

Чтобы начать вдруг творить добро на земле, комплексы нужно отбросить в сторону. Фото: личный архив героев публикации.

Или ты лидер, или развод

— Главная цель тренера – уничтожить критическое мышление. После таких манипуляций любой, кто скажет что-то плохое о тренинге – злейший враг. Он кинется защищать эту секту, будто собственного ребенка, — говорит Дмитрий Епихин.
Дмитрий и его жена Оксана объявили этому центру войну. Из-за этих игрушек они чуть не потеряли самое ценное – друг друга. Все началась пять лет назад.
— Я пошла первая, а спустя несколько лет затащила туда мужа. Меня настолько увлекла эта игра, что буквально через несколько занятий поставила мужу ультиматум: если ты не лидер — разводимся.
Дмитрий женой дорожил и на тренинг пошел. Тем более, переживал за ее безопасность – женщина пропадала на три дня неизвестно где, дозвониться до нее было нереально. За ними – сын и другие родственники. Такую задачу поставил тренер: «Ты же лидер, веди за собой людей и плати за них, если потребуется!».
— Оставила там больше ста тысяч рублей. И за что? – сейчас Оксана понимает, что ею управляли. — Я в жизни – человек скромный, но тренеры легко раскрепощают и развращают адептов. Однажды мне дали задание: переодеться в садо-мазохистку и четыре часа вести себя соответственно, — вспоминает женщина. — Всем подобные задачи выдавались: переодеваться людей низшего слоя общества. Гомосексуалистов, воров, проституток, гопников. Это одно из обязательных упражнений в тренинге.
Но Дмитрий оказался крепким орешком. И жену оттуда вытащил. Правда, не без помощи психологов и церкви. Но в основном старался просто все свободное время проводить с ней, исцелял любовью.
— По мне так это секта, типичный лайфспринг. Людям промывают мозги, зомбируют их. В США такие тренинги закрыли еще в 90-х, а затем они захватили Россию. Наша семья чуть не распалась, и таких случаев много.
Пережив эту историю, супруги сплотились и открыли масштабную кампанию против центра. Война началась в соцсетях, а закончилась – в суде.
— В мае 2015 года руководители организации подали на меня иск о защите деловой репутации, но не выиграли, — поделился первой победой Дмитрий.
— За лето адепты написали на нас сорок заявлений в полицию, чтобы привлечь к уголовной ответственности за клевету, — добавляет Оксана. – Правоохранители звонят и смеются: «Ребят, тут на вас опять сектанты жалуются».
В этом тренинговом центре уверяют, что их программы стопроцентно безопасны. Они же обещают всего за три дня превратить любого даже самого забитого человека в лидера. Психологи тоже согласны, что здоровый человек без проблем и с пользой для себя пройдет любой тренинг. Но работать с людьми и разрабатывать упражнения должны профессионалы.

Мнение психолога

Вера ПУЗАНКОВА, преподаватель кафедры психологии образования и развития ВГСПУ:
К сожалению, чаще всего на тренинги люди приходят тогда, когда нужна психологическая поддержка, нужна помощь индивидуальная, а не групповая работа. В этом случае состояние у человека от занятий может еще более ухудшиться. Если человек пережил психологическую травму, находится в стрессовом состоянии, то любого рода тренинги противопоказаны. Проблемы начинаются, когда тренинг создается мошенниками или людьми, отдаленно знакомыми с психологической наукой. Они могут навредить. Даже после первичной эйфории, ощущения, что «все возможно», появляется чувство опустошенности, формируется депрессия.

Максим ОСИПКИН, практикующий юрист:
Даже если рассматривать такие тренинги как секты, то по закону они не запрещены. Только в случае, если людей, которые в них находятся, обманывают или заставляют переоформлять на кого-то недвижимость, то это может быть квалифицировано по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Вред психическому здоровью в рамках уголовного права, на мой взгляд, недоказуем.

Елена Рыжая

http://www.kp.ru/daily/26438/3310125/

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×