Зачем нам критически мыслить?
Недавно Казахстан посетил Евгений Н. Волков, российский эксперт по социальному воздействию, человек, который занимается исследованиями в области социальной психологии, разработкой способов профилактики и защиты от деструктивных воздействий. Одной из главных причин повсеместного распространения деструктивных культов он назвал неготовность современной культуры к массовому развитию критического и научного мышления. Большая часть населения практикует так называемое «обыденное мышление». Нужны конкретные педагогические и просветительские меры, которые позволят серьезно уменьшить деструктивное влияние сект и психокультов, считает Е.Волков. И еще очень важно, чтобы каждый ребенок учился рассуждать и вошел во взрослую жизнь, имея все навыки критического мышления. Это вовсе не значит, что человек обязан во всем сомневаться и все подвергать критике. Критическое мышление — способность к самостоятельной оценке точности, ценности или достоверности факта, утверждения, события, а также способность формировать альтернативную, самостоятельную точку зрения. Обладатель критического мышления видит ситуацию в целом и может изменять свою позицию на основании фактов и аргументов.
Стремление к однозначности взглядов и понятий может привести к формированию обыденного мышления. Поэтому если школьник или студент высказывает по какому-то, казалось бы, бесспорному вопросу собственную точку зрения, не стоит препятствовать его стремлению размышлять. Однако не стоит отождествлять критическое мышление и, например, творческое, интуитивное. Хорошая память тоже не имеет ничего общего с наличием критического мышления: развитие интеллекта в первую очередь связано именно с ним, а не со способностью запоминать информацию и воспроизводить ее.
Поскольку поведение и мышление человека очень часто субъективны, то есть зависят от ситуации и от состояния психического, физического или даже социального состояния индивидуума, то необходимо помнить, что эти все параметры изменяемы, и варьируются в определенных границах, и всегда есть необходимость тщательного обдумывания и тестирования действительности и нашей степени взаимодействия с ней.
Руководители и члены многочисленных сект пользуются неспособностью большинства к критическому, аналитическому мышлению. Под видом непреложных истин, идущих от Бога, манипулируя библейскими и евангельскими текстами, сектанты и представители различных психокультов оказывают деструктивное, разрушающее влияние на устоявшиеся представления человека и подменяют их теми, которые выгодны им.
Пример 1. Традиционный вопрос адепта, желающего завязать беседу: «Веруете ли вы в Бога»?
Как реагировать? Понятно, что лучше вообще не отвечать и обойти его стороной. Однако можно попасть в ситуацию, когда волей-неволей окажешься втянутым в беседу, возможно, с участием третьих лиц, например, в транспорте, на остановке, в поликлинике – скопление людей, томящихся от ожидания — излюбленные места для вербовки. Многие поддерживают разговор с сектантами против своей воли из боязни показаться невежливыми или из страха перед возможной агрессией собеседника, не получившего ответ.
Конечно, трудно рекомендовать человеку забыть о вежливости. А вот бояться не стоит: опытный сектант моментально уловит ваш страх и использует его против вас.
Как дать понять собеседнику, что вы в нем не заинтересованы, не выходя из рамок и не демонстрируя слабость? Можно задать встречный вопрос, ставящий под сомнение его право беседовать с вами на эту тему, что-то типа: «Зачем вам нужна эта информация?». Вполне вероятно, что у него есть заготовленный ответ, однако, постоянно задавая встречные вопросы, звучащие скептически, вы вынудите его свернуть беседу. Таким образом, он поймет, что на вас тратить время не стоит.
Пример 2. Человек внимательно смотрит на вас. Затем участливо спрашивает: «Почему у вас такой грустный взгляд? Что-то случилось?» Вы отвечаете положительно или возмущенно-отрицательно — в зависимости от того, какова ваша ситуация на данный момент. Далее вам предлагают посетить собрание, уверяя, что там помогут.
Допустим, что вы действительно в этот момент подавлены некими объективными событиями и с радостью готовы принять любое сочувствие, тем более что, на первый взгляд, оно достаточно искреннее. Выскажитесь, вам станет легче, вы «проговорите» проблему. Но задумайтесь: а действительно ли этому незнакомому человеку близки ваши неприятности? Зачем он так навязчиво предлагает помощь? И кто, кроме вас, способен решить ваши проблемы? Личная ответственность за любые поступки важнейший критерий зрелости.
Пример 3. Вы уже поняли, что перед вами самый настоящий сектант. Вы моментально настраиваетесь агрессивно: «Хотите втянуть меня в вашу секту?!» Он отвечает с доброй улыбкой и успокаивающей, ласковой интонацией: «Что вы! Мне интересно с вами разговаривать. Вы отличный собеседник и милый человек (сильный мужчина, красивая женщина и т.д.). Вы обезоружены…
Поставьте под сомнение вероятность помощи от незнакомого человека. Задумайтесь над его мотивами, включите здоровый скепсис. Вы, безусловно, заслуживаете самых лестных характеристик, но что вы такого сделали, чтобы вот так, с ходу, пробудить в незнакомце столь горячую симпатию? Поле чудес бывает, увы, только в стране дураков.
Пример 4. Собеседник предлагает вам прийти не на молитвенное собрание, а на курсы «для тех, кто хочет добиться успеха». Тут же рассказывает пару поистине чудесных, но вполне реальных историй, произошедших с его близкими знакомыми или родственниками после этих курсов. Кстати, все абсолютно бесплатно! (или, наоборот, по очень высокой цене – «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»). Вот, почитайте эту брошюрку и приходите, мой телефон такой-то, я буду вас ждать…
Здесь критическое мышление проявит себя очень простым вопросом, обращенным к себе, насколько лично мне нужна эта информация, и так ли она ценна, ведь о ней вы узнали только из одного источника, а насколько он объективен и беспристрастен? Если вас информация заинтересовала, обратитесь к альтернативным источникам.
Пример 5. Ваш собеседник изначально не скрывает своей принадлежности к секте: с гордостью сообщает ее название, свое имя, а также начинает рассказывать о ее положительной деятельности. Однако вам известны нелицеприятные факты о руководителе секты. Вы выдаете собеседнику эти факты в надежде смутить его. Однако собеседник пожимает плечами и объясняет, что, во-первых, все великие люди были гонимы, а во-вторых, да, он согрешил, но покаялся. Своей открытостью и искренностью он выбивает у вас почву из-под ног…
А у вас вообще-то есть желание продолжать беседу об этом человеке? Да, есть люди порядочные и непорядочные, лживые и правдивые, корыстные и бескорыстные. Но, положа руку на сердце, вы вряд ли сможете отстоять собственную точку зрения, не имея на руках весомых аргументов, равно как и принять объяснения собеседника. Тем более что он и сам может заблуждаться, при чем абсолютно искренне. Критерий субъективности собственной оценки происходящего еще никто не отменял.
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы. Этому алгоритму подчинены все сложные для понимания и оценки ситуации.
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности (в процентном соотношении).
2. Что известно? Отправной пункт направленного или критического мышления. На этом этапе нужно восполнить недостаток информации.
3. Что делать? Четкое понимание того, как добраться от начальной точки маршрута до конечной, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Итак, критическое мышление это искусство суждения, основанное на определенных критериях. В современном мире крайне необходимо применять принципы критического мышления, развивать и углублять способности изыскивать новые критерии для привычных идей, пропускать их через систему собственных представлений о жизни и всегда тестировать в реальных ситуациях, возникающих в социуме. Тогда никакие деструктивные или инакомыслящие идеологии не смогут смутить пытливый, подготовленный к получению знаний ум.