Роль религии в продвижении ценностей добропорядочности Все права защищены.
Всем известно, что проблема коррупции приобрела массовый характер, затронула все сферы общественной жизни. Она однозначно воспринимается как социальное зло, с которым необходимо бороться и которое нужно искоренять. Развитая антикоррупционная культура, нулевая терпимость к коррупции должны стать личным убеждением каждого гражданина страны. Это возможно при партнерстве государства и граждан, вовлеченности общества в работу по искоренению коррупции, повышении качества и прозрачности деятельности государственного аппарата, активное участие наблюдательных советов от общественности, имеющих возможность непосредственного участия в принятии решений по острым, проблемным вопросам, повышения уровня доверия к власти, эффективный общественный контроль, искоренение правового нигилизма, проведение замеров общественного мнения, укрепление активной гражданской позиции в обществе. Важная роль в политике противодействия коррупции отводится формированию антикоррупционной культуры в обществе, которая реализуется через пропаганду и образование, посредством постоянных просветительских мероприятий для различных целевых групп. Вовлечение представителей религиозных объединений в поиск решений по борьбе с данным явлением свидетельствует о процессе установления диалога между государством и различными сегментами гражданского общества. Этот процесс служит основанием для установления атмосферы доверия и взаимоподдержки между государством и обществом, что, в свою очередь, будет содействовать разрешению вопросов, касающихся безопасности в обществе. Это также открывает возможности для проявления роли религии как движущей силы цивилизации, силы, способной вызывать глубокую трансформацию на уровне личности, общественных институтов и общества в целом. У многих может возникнуть вопрос: а как коррупция трактуется в воззрениях основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма, а также национальной религии евреев иудаизма. Корни коррупции уходят в глубокое прошлое человеческих цивилизаций, зафиксированы в анналах истории и в различных выявленных достоверных источниках уже содержатся соответствующие упоминания, исторические факты и наставления. То есть, проблема коррупции сама по себе древнейшая и, как подтверждает Конвенция ООН, до сих пор до конца не разрешенная. Настоятельные рекомендации воздерживаться от подкупа судей содержатся в Коране, Библии, Трипитаке, а также в Талмуде и иных сохранившихся древних религиозных текстах. Откровенное неприятие коррупционных мотивов прослеживается во всех аврамических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) – в них Бог раскрывает себя людям, сообщая им свою волю и предписывая им определенное поведение. Религия, как форма духовной культуры, не только верующих, изучает с помощью теологического инструментария фундаментальные вопросы жизни. То есть, религия оказывает воздействие практически на все стороны бытия и серьезно затрагивает сферу человеческого сознания.
Первым известным фактом коррупции в христианстве было деяние апостола Иуды Искариота, который предал за 30 сребреников своего учителя Иисуса Христа. Другой факт из других апокрифических изданий также описывает деяния собственно коррупционного толка. Например, Симон, увидев, что «при возложении рук Апостольских передается Дух Святой», принес апостолам деньги, т.е., по существу, взятку с просьбой: «…дайте и мне власть сию», на что апостол Петр ответил ему: «Серебро твое погибель тебе принесет, поскольку ты помыслил получить дар Божий за деньги». Затем понятие «коррупция» приобретает исключительно церковное, каноническое значение как искушение, обольщение, дьявольский соблазн. Коррупция в трактовке и коннотации католического богословия оказывается проявлением безусловной греховности, поскольку, по апостолу Иоанну «…грех и есть беззаконие». Самая многочисленная в Казахстане религия – ислам – также строго запрещает давать и получать взятки. Суры и аяты канонической версии Корана – священной книги мусульман – недвусмысленно трактуют эти положения. Тексты Корана увещевают читателя вести жизнь чистую и благочестивую. Божественное руководство воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности, благонравия, искренности, высокой нравственности и честности. О запрете коррупции в Коране сказано следующее: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга и не подкупайте этим судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности людей грешным путем» (Сура 2 «аль-Бакара», 188 аят). Из вышесказанного следует, что мировые религии единодушно осуждают коррупцию во всех ее проявлениях. Безусловно, идеология добропорядочности является составной частью антикоррупционной культуры. В рамках реализации Плана мероприятий по проведению информационной работы с декомпозицией на уровне различных целевых групп, Управлением по делам религий проводится комплекс мероприятий с привлечением представителей религиозных объединений области для продвижения ценностей добропорядочности и антикоррупционного поведения. В апреле 2023 года на телеканале МТРК выступил Главный имам городской мечети «Нур» Мустафин К. на тему «Предупреждение коррупции-дело каждого». Организован цикл индивидуальных встреч на тему «Формирование антикоррупционной культуры среди прихожан» с руководителями следующих религиозных объединений: филиал Духовного управления мусульман Казахстана «Областная центральная мечеть Кызылжар», «Петропавловская и Булаевская Епархиия», «Приход Покрова Божьей Матери» г.Тайынша, «Римско-Католический Приход «Святая Троица» г.Петропавловск, «Христианская Новоапостольская церковь Северо-Казахстанской области» г.Тайынша, «Римско-Католический Приход «Сердца Иисуса и Сердца Марии» с.Корнеевка Есильского района, «Римско-Католический Приход «Царицы Мира» с.Озерное Тайыншинского района, «Миссия благотворения и евангелизации «Еммануил» Христиан веры Евангельской» г.Петропавловск, «Церковь Христиан Веры Евангельской «Освобождение» г.Петропавловск, «Приход храма введения во храм Пресвятой богородицы» с.Саумалколь Айыртауского района. Тема добропорядочности и антикоррупционного поведения рассмотрена на очередном заседании Клуба лидеров религиозных объединений области, которое было проведено во взаимодействии с антикоррупционной службой по Северо-Казахстанской области. Убеждена, что только совместными усилиями задействованных структур, гражданского общества в целом возможно добиться неприятия коррупции. Все вместе, не делясь ни на какие расовые, этнические, религиозные и иные положения в обществе, мы сможем сформировать антикоррупционную культуру в обществе с нулевой терпимостью к проявлениям коррупции.
Источник: Роль религии в продвижения ценностей добропорядочности | KAZISLAM.KZ