Как распознать деструктивную организацию и не попасть в ее ряды

Об этом из опыта человека, который искал работу и наткнулся на подозрительное предложение…

Девушка, назовем ее Жанна, обратилась в Центр помощи пострадавшим от деструктивных культов при Ассоциации психологов Костанайской области. Благодаря специалистам, а точнее сайту stop-sekta.kz, она избежала участи быть завербованной в одну из саентологических организаций.
Жанна подробно рассказала нам о том, как в поисках хорошей работы чуть не попала в организацию сомнительного характера. Зная о том, что последователи этого течения могут пойти на преступление в отношении неугодных, девушка сочла необходимым не озвучивать свои настоящие личные данные.

Итак, решив по личным обстоятельствам поменять место работы, Жанна стала искать подходящие вакансии. Одним из самых интересных ей показалось объявление на сайте hh.ru от компании HR Capital, где говорилось, что в компанию ищут руководителя маркетингового отдела взамен предыдущего, ушедшего на повышение.

– Описание вакансии мне очень понравилось, тем более что у меня имелся опыт работы в этой сфере. Я откликнулась, дня через три со мной связалась сотрудница по имени Анастасия, она задала обычные в таких ситуациях вопросы и рассказала, что их компания занимается обучением бизнесу, у них есть суперметодика по найму персонала и по работе с ним и т.д. И поскольку моя кандидатура их устроила, она попросила меня заполнить тесты, которые, по ее словам, как раз входят в их методику по найму персонала. Анкеты пришли на электронную почту. Было четыре теста, 2 по 50 вопросов, 1 – по 100 и 1 – по 200. На тот момент меня ничего не смутило, поскольку у компаний есть такая практика, – рассказывает девушка.

Но первый звоночек прозвенел, когда она стала отвечать. Некоторые вопросы показались как минимум странными. Например: «Не испытываете ли Вы тягу чесать себя?», или «Не раздражает ли Вас шум ветра?», «Не хочется ли Вам причинить постороннему человеку увечья?»…

– Вопросы, на мой взгляд, адресованные не маркетологу, а какому-то серийному убийце. И их было 200… Я честно прошла тесты, но потом позвонила Анастасии и сказала, что вопросы какие-то странные. На что она ответила, что ничего страшного, это стандартные тесты. И назначила встречу.

Жанна отмечает, что названным было место в престижном бизнес-центре, в хорошем районе Алматы. Офис – коридоры и куча маленьких кабинетов, 6-7 переговорных комнат со стеклянными перегородками. Это девушку слегка смутило, поскольку ее опыт работы в большой компании подсказывал, что таковых достаточно двух-трех. Но она дождалась сотрудницу, которая представилась как HR-менеджер и начала собеседование. Просмотрев результаты тестов, специалист стала информировать о деятельности компании.

– И то, что она рассказывала, стало меня смущать. Дескать, компания существует не первый год, занимается бизнес-образованием, есть свой сайт с учебной базой. Обучают крупных бизнесменов по уникальной методике найма персонала, есть также уникальная методика по выстраиванию HR-департаментов и еще много других методик. Плюс у них есть продукты для партнеров, клиентов, есть программа обучения подростков и детей. И все это делается через их портал – вебинары, тестовые ролики и т.д. Выглядит все очень круто, если не знать, что это, – продолжает Жанна. – Плюс они участвуют во многих бизнес-мероприятиях, стремятся туда. И тут меня насторожило, что после мини-презентации все сотрудники компании проходят обучение по их методике. К слову, зарплату здесь предлагали высокую – от 500 тысяч тенге.

Далее девушке сказали, что детали будущей работы ей разъяснит тот самый маркетолог, на чье место она претендует.

Опуская другие подробности, скажем, что Жанне показалось – ее заговаривают, как обычно это делают цыгане, чтобы оказать гипнотическое воздействие.

– Я брала паузы, отводила взгляд, чтобы не попасть под него, – признается она.

Под занавес первого собеседования HR-менеджер попросила контакты руководителей с предыдущих трех мест работы. Как оказалось, буквально сразу представители компании начали обзванивать их с каким-то нездоровым интересом к деятельности данных организаций.

Потом состоялась встреча с тем самым маркетологом, на место которого искали претендента. Здесь сомнения нашей собеседницы не просто усилились, они возросли во сто крат. По ее словам, человек, который вроде как работает на такой должности в большой компании, даже внешне не соответствовал ей: неухоженность, отсутствие макияжа, а главное – манера общения, которая присуща людям, находящимся под воздействием каких-то веществ.

– Она была похожа на наркозависимого, у меня был опыт общения с такими людьми. Быстрая речь, бегающие глаза, еще этот неопрятный вид… Это очень сильно насторожило.

Еще Жанна поняла, что сфера ее предполагаемой деятельности не совсем соответствует тому, чем обычно занимается профессиональный маркетолог. При этом будущих работодателей совершенно не интересовало, что умеет делать претендентка.

– Я ушла с собеседования с двойственным чувством. Ведь мне так и не рассказали, в чем суть деятельности компании. И я решила изучить этот вопрос самостоятельно…

Здесь и поджидала нашу героиню истина. Не сразу, правда, но все же она обнаружила, что владельцем компании HR Capital является Рифат Абдураманов, соучредитель действовавшей в России фирмы под названием «Перформия», которая на данный момент закрыта. А почему? А потому что является саентологической организацией.

– Я знала, что это такое, но никогда не предполагала, что они рядом и в такой форме себя преподносят! – сокрушается Жанна.

Дальнейшие поиски показали, что HR Capital – это та же «Перформия», но сильно мимикрирующая под бизнес-консалтинг.

– На сегодняшний день саентологи, вооружившись современными технологиями, запускают в бизнес щупальца очень хитро, они более ловкие и беспринципные. И это страшно, – резюмирует девушка.

Конечно, больше в эту компанию она не пошла. При этом HR-менеджер с предыдущей работы ей рассказала, что они буквально атаковали ее вопросами типа: «А сможет ли Жанна вести за собой людей?»

Из всего этого девушка сделала вывод, которым делится с другими, надеясь тем самым помочь людям избежать этой ловушки: хотя предложение работы выглядит очень привлекательным, но прежде чем согласиться, нужно найти информацию о компании, благо сегодня это не проблема благодаря интернету.

– Мне кажется, что рядовые сотрудники не знают, что они в саентологии, только крупные менеджеры… А ведь они свое будущее обеспечивают в том числе за счет детей, у которых родители занимаются бизнесом. И это страшно, – говорит Жанна.

К слову, через некоторое время ее супругу позвонили с предложением, вроде совершенно не связанным с саентологией – по продажам товаров широкого потребления. Но тесты, которые ему прислали для соискания вакансии, оказались один в один с теми, что проходила Жанна. Когда супруг попытался выяснить, почему так, ему ответили, что к саентологам они отношения не имеют, просто пользуются их продуктами. То есть эти люди все активнее занимают нишу трудоустройства и подбора персонала.

Нелишне напомнить: саентологи отметились во всех развитых странах, в том числе и крупных городах Казахстана, и везде за ними тянется шлейф скандалов и судебных исков. Как у многих сект, у саентологии есть организации-прикрытия, которые не декларируют религиозные идеи, например, скандально известный Нарконон, занимавшийся лечением и профилактикой наркомании, Криминон, Рубикон, Хаббард-колледжи, а также «Перформия» – компания, торгующая бизнес-услугами, – это звенья одной цепи. И все они основываются на трудах Рона Хаббарда – создателя саентологической церкви и дианетики – лженауки о душе.

Айдар ЗАНГЕР,
карикатура из открытых источников

 

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×