Рождественский вертеп, установленный в Ватикане, шокировал прихожан
Воспроизведение сцены рождения Иисуса Христа вызвало шквал критики
На площади святого Петра в Ватикане состоялось традиционное зажжение огней на елке и открытие рождественского вертепа.
Рождественским вертепом принято называть воспроизведение сцены Рождества Христова силами различных искусств. В Европе кукольные вертепы – непременный атрибут Рождества, их устанавливают рядом с храмами, в витринах магазинов, включают эту сцену в театрализованные представления.
Но то, что предстало глазам зрителей и прихожан в Ватикане в этом году вызвало вначале недоумение, а позже волну насмешек и критики.
Сцена рождения младенца Иисуса сильно отличается от прошлогодних. Ее уже назвали «оторванной от традиций» и «модернистской». Кое-кто идет дальше и утверждает, что нынешний вертеп — символ скомпрометированного католицизма папы Франциска.
Среди фигур, окружающих ясли с младенцем, итальянский историк Андреа Чиончи разглядел «мусульманского имама, еврейского раввина, космонавта и даже палача (как символ протеста против смертной казни)».
По мнению Чиончи, фигуры напоминают тотемные маски древних, более уместные для анимистической и фетишистской религии, нежели для христианства.
Известно, что большинство персонажей вертепа 2020 года были изготовлены в итальянском городе Кастелли, который с XVI века является центром керамического мастерства.
Епископское издание Avvenire сообщило, что вертеп под названием «Монументальное Рождество» был спроектирован в период с 1965 по 1975 годы студентами и преподавателями художественной школы Ф. А. Груэ.
Чиончи считает, что задумка безнадежно устарела, и люди вряд ли станут ломать головы над концепцией модернисткого вертепа, а единственным их желанием станет поскорее забыть увиденное.
С Чиончи полностью согласен и британский историк искусства Джозеф Шоу:
– Сцена в вертепе в этом году – это не то, перед чем кто-либо мог бы молиться. Это антирелигиозно. Мы можем только надеяться, что это быстро забудется