Религия раздора: в Севастополе бабушка борется за ум и душу 12-летнего внука
Жительница Севастополя вышла с одиночным пикетом под здание Дома Москвы и правительства города, чтобы отстоять право собственного внука на религиозное самоопределение. Со слов женщины, именно это толкнуло её на крайнюю меру.
Миссия — кришнаитский воин
Как рассказала ForPost Надежда Савельева, её живущая в Москве дочь помимо воли 12-летнего сына пытается приобщить его к кришнаизму. Мальчик отчаянно сопротивляется, но нет такого закона, который защитил бы права ребёнка, говорит женщина.
Два года назад дочь Надежды Анастасия после тяжёлого развода с мужем сблизилась с кришнаитами, и с тех пор семья фактически её потеряла — женщина полностью прекратила общение с родителями.
«Её настроили против родителей, против семьи. У нас была очень хорошая семья, а сейчас мы, по её мнению, страшные враги и мешаем делать ей какие-то духовные скачки, хотя мы просвещённые, образованные люди. То есть кришнаиты поменяли сознание человека полностью», — убеждена женщина.
По её словам, родная дочь одержима идеей сломать сущность мальчика и сделать его кришнаитским воином, на котором лежит некая миссия.
«Мы ей говорим, что так нельзя, из медведя слона-то не сделаешь. Если ребёнок не воспринимает эту религию, зачем это всё нужно?» — интересуется женщина.
Беспокоит бабушку и непривычный рацион питания растущего ребёнка, которого мама по религиозным убеждениям лишила мясной продукции, хотя до 11 лет таких ограничений в рационе мальчика не было.
Некоторое время назад, рассказывает Надежда Савельева, внука поместили в интернат для мальчиков-кришнаитов под Новороссийском, где все воспитанники обязаны носить традиционную для кришнаитов одежду и много молиться. Когда же подросток попытался отстоять свое право на вероисповедание и сказал, что он христианин, ему устроили бойкот, отмечает Надежда Савельева.
Месяц назад бабушка и дедушка приехали за внуком в интернат — с разрешения матери внук должен был погостить у них в Севастополе. По словам женщины, условия содержания детей в интернате были ужасными — мальчики спали и ели на полу.
«Мне внук говорит: „Я так больше не могу, мне это всё чужое”. А ребёнка никто не слушает», — сокрушается она.
Со слов бабушки, после приезда в Севастополь мальчик рассказал ей, что не хочет жить с мамой и вступать в ряды кришнаитов, а работавший с ребёнком социальный психолог определил у него депрессию, замкнутость и признаки подавления личности матерью. Правда, почему-то, отметила Надежда Савельева, в заключении психолог указал, что бабушка и дедушка не являются значимыми людьми в жизни мальчика.
«Рома попросил нас его приютить, хотел остаться с нами, потому что он страдает, рассказывает, что не может уже быть с матерью. У нас сейчас очень близкие отношения с ним, мы христиане, он в свои 12 лет очень глубоко верующий ребёнок, ходил с нами в храм. Но мне говорят, что у него нет прав на собственное определение религиозное», — пояснила женщина.
О сложной семейной ситуации женщина сообщила севастопольскому уполномоченному по правам ребёнка, в комиссию по делам несовершеннолетних, Следственный комитет и органы опеки.
Во вторник, 18 августа, мальчика с бабушкой пригласили в Следственный комитет для беседы с психологом и представителями опеки. А после долгого разговора с мальчиком правоохранители вызвали маму мальчика, которая с полицией увела ребёнка. По словам бабушки, сделано это было силой и без согласия ребёнка.
«Он просил не трогать его, плакал, упирался, но на него кучей навалились человек пятнадцать и силой уволокли из Следственного комитета. Его отвезли в участок полиции на улице Рабочей, мы ничего не смогли сделать. Мы доверились <правоохранителям>, а ребёнка вчера просто уничтожили. Это было ужасно!» — вспоминает женщина.
По словам Надежды Савельевой, это не первая попытка её дочери вместе с полицией увезти сына — дедушка с бабушкой уже прятали внука. Куда сейчас дочь увезла внука и где его теперь искать, женщина не знает.
«Я понимаю, что мать имеет власть над ребёнком, но он не хочет быть кришнаитом, а у нас нет законов, которые защитили бы его право. Я надеялась, что уполномоченный по правам ребёнка в силах решить эту нестандартную ситуацию», — говорит Надежда Савельева.
Тем не менее останавливаться женщина не собирается — на пути отстаивания прав внука Надежда Савельева намерена поехать в Москву, где прописан внук, и стучаться во все двери.
«Я не буду молчать, я буду бороться за своего внука. Мне терять уже нечего, разрушена и наша жизнь, и ребёнка. У меня есть доказательства того, что кришнаизм — это секта, которая отсекает человека от семьи, государства и внушает совершенно иные ценности», — убеждена женщина.
В севастопольском подразделении Следственного комитета ForPost подтвердили, что Надежда Савельева действительно приходила к ним на приём, сейчас по обращению женщины проводится проверка.
Не законный представитель
По словам детского омбудсмена Марины Песчанской, какой бы сложной и противоречивой ни была эта семейная история, мама мальчика имела право забрать своего сына. Если отойти от эмоций и трезво взглянуть на ситуацию, то становится понятно, что сейчас с точки зрения закона нарушений нет, а дальше нужно тщательно разбираться в происходящем, считает она.
«Сегодня мама имеет все законные права забрать ребёнка. Бабушка — не законный представитель и не может сейчас просто взять и забрать ребёнка по закону. Угрозы жизни и здоровью ребёнка на сегодняшний момент нет. Мама не алкоголичка, не наркоманка, не преступница», — пояснила омбудсмен.
Единственно верным и правильным способом для бабушки отстоять права своего внука, уточнила Марина Песчанская, сейчас является путь закона. Прежде всего необходимо доказать наличие угрозы жизни и здоровью ребёнка. В этом случае органы опеки подают иск в прокуратуру — и в судебном порядке рассматривается вопрос об ограничении или лишении мамы мальчика родительских прав.
При этом мнение ребёнка учитывается в суде с 10 лет — это самый главный и решающий момент в судебном заседании, подчеркнула омбудсмен.
Кроме того, одним из досудебных этапов решения подобных семейных проблем, уточнила она, является рассмотрение вопроса на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. К сожалению, в истории Надежды Савельевой дело не дошло до комиссии, поэтому в соответствии с законом ребёнок был возвращён матери.
Теперь бабушке придётся обращаться уже в органы образования по месту регистрации внука в Москве.
Со своей стороны Марина Песчанская заверила, что продолжит контролировать эту историю во взаимодействии с детским омбудсменом Москвы, к которому намерена в ближайшее время обратиться.
Тихое зомбирование
По мнению Марины Печанской, сложность конкретно этой семейной ситуации в том, что мама мальчика уверена и настаивает, что её идейные убеждения не оказывают негативного влияния на формирование и убеждения ребёнка.
Омбудсмен напомнила: в отличие от международного общественного движения «Арестантское уголовное движение» (АУЕ), признанного на днях Верховным судом РФ экстремисткой организацией, деятельность которой теперь под запретом, кришнаизм таковым не является. Для начала необходимо на уровне государства рассмотреть вопрос, как это религиозное течение влияет на психическое состояние детей.
«В АУЕ была прямая угроза жизни и здоровью детей, а в случае с кришнаизмом речь идёт скорее о тихом зомбировании <…> Я понимаю бабушку, но с точки зрения закона мы ничего сделать не можем», — отметила Песчанская.
Омбудсмен уточнила, что самостоятельно выбрать свой религиозный путь мальчик сможет только с 18 лет. Тем не менее до этого момента никто не в праве насильно насаждать ребёнку какие-то идеи и верования.
«Приобщать к культуре, к религии нужно очень мягко, объяснять, всё это должно быть добровольно», — отметила Песчанская.
Полина Ласькова