Только три страны — Пакистан, Афганистан и Нигерия — не справились с вирусом полиомиелита, который благодаря вакцинам был на грани уничтожения. В этих странах лидеры мусульманских фундаменталистов иногда убеждают людей в том, что прививки против полиомиелита представляют собой «хитрый американский план по стерилизации мусульманского населения». В 2012 году в Пакистане в ходе трёхдневной акции от полимиелита должны были быть привиты более пяти миллионов человек. Но акция была приостановлена из-за убийства шести человек, проводивших вакцинацию. На фото: члены ассоциации работников учреждений, проводящих вакцинацию, читают Коран для душ убитых коллег.
Поскольку в текущем году в США и Европе количество случаев заболевания корью резко возросло, о причинах этого роста говорят очень много. Чаще всего обсуждают недоверие к официальной медицине, популистскую политику, порождающую сомнения по отношению к вакцинам, и распространение в социальных сетях дезинформации на данную тему.
Разумеется, тема ещё не исчерпана, и недавно британская некоммерческая организация Wellcome Trust, занимающаяся медицинскими исследованиями, опубликовала результаты солидного глобального опроса, позволяющие лучше понять происходящее. Исследователи опросили 140 000 жителей более чем 140 стран в возрасте 15 лет и старше, выясняя их взгляды на религию, науку и здоровье, включая отношение к вакцинам.
Оказалось, что среди стран, где в наименьшей степени верят в безопасность вакцин, пребывают те, в которых высокий уровень доходов. Прежде всего — это страны Северной Америки и Европы. Между тем, наивысшее доверие к вакцинам выявлено в Бангладеш, Руанде и других странах, до сих пор не сумевших справиться с ростом количества предотвратимых заболеваний. Таким образом, чем дальше люди от эпидемий и чем хуже помнят про коклюш, корь и схожие с ними болезни, тем больше вероятность массовых уклонений от вакцинации.
«Именно в богатых странах, где эти предотвратимые заболевания больше не оказывают того ужасного воздействия, на какое они способны, люди в наибольшей степени уклоняются, — подчёркивает Сет Беркли (Seth Berkley), генеральный директор GAVI (Глобального альянса по вакцинам и иммунизации). — Такая уклончивость — непозволительная роскошь».
Кроме того, благодаря опросу удалось выявить то, что является общим для некоторых сообществ, где в последнее время наблюдаются вспышки заболеваемости, и о чём говорить нелегко. Это — религиозная вера.
Северная Америка оказалась единственным регионом с высоким уровнем доходов, где верующие очень часто заявляют, что при возникновении конфликта между их системой верований и наукой они становятся на сторону первой. Такая ситуация наиболее характерна для США, где в религиозных общинах штатов, которые разрешают не проходить вакцинацию по религиозным соображениям, выросла заболеваемость корью.
По мнению исследователя вакцин Пола Оффита (Paul Offit), не принимавшего участия в опросе, негативное отношение верующих к вакцинации является «большой проблемой». «У нас аж в 15 штатах весомым основанием для освобождения от вакцинации служит идеология, а в 45 штатах — религия. Всё потому, что в этой стране стоит кому-то заявить: «Такова моя вера» — и мы неизменно реагируем уважительно».
Настало время, когда семьям снова нужно бояться кори — почти искоренённой болезни, — ибо так много людей отказалось от прививок, что вирус набрал силу, и статус Америки как страны, искоренившей корь, оказался под угрозой. «Если мы не будем анализировать все причины отказа от вакцины, кризис общественного здравоохранения не отступит», — сказал директор Wellcome Trust Джереми Фаррар (Jeremy Farrar).
«Очень важно научиться работать с религиозными группами, которые скептически относятся к науке или открыто оспаривают её ценность, — добавил он. — Ведь без сотрудничества с ними вспышки [болезней, предотвращаемых с помощью вакцин] будут продолжаться».
За некоторыми исключениями, недоверие к вакцинам не имеет религиозной основы
После того, как в 1796 году Эдвард Дженнер (Edward Jenner) впервые разработал и применил иммунизацию, он встретил негативную реакцию со стороны представителей духовенства, утверждавших, что вакцинация противодействует «божьей воле». По сей день во многих частях мира всё ещё существуют религиозные опасения по отношению к вакцинам.
Ни одна из основных религий не запрещает вакцинацию. Однако есть такие религиозные группы, члены которых в определённых обстоятельствах придумывают религиозные оправдания для отказа от прививок или используют свой авторитет, чтобы настроить людей против иммунизации. Кроме того, распространители антивакцинной дезинформации сделали некоторые религиозные группы объектом целенаправленного воздействия.
В 2013 году опубликована научная статья, автором которой является учёный из фармацевтической компании Merck & Co. Исследуя, каким образом вспышки инфекционных болезней связаны с религией и вакцинами, он обнаружил более 60 сообщений о вспышках такого рода в религиозных общинах. Кроме того, автор статьи отметил, что, если оставить за скобками «Научную Церковь Христа» (Church of Christ, Scientist), в основных религиях мира «мало канонических оснований для негативного отношения к иммунизации». Проблема в другом: «отказ от иммунизации по религиозным соображениям на деле отражал неверие в безопасность вакцин или личные убеждения верующих, входящих в социальную сеть, созданную какой-либо религиозной общиной».
В сущности, именно так обстояло дело в религиозных общинах США, когда там произошли вспышки заболеваемости. В Нью-Йорке, эпицентре крупнейшей вспышки кори в новейшей истории США, больше всего пострадала община ортодоксальных иудеев. К тому же здесь стремились завоевать позиции активисты антивакцинного движения, используя раввинский авторитет для распространения дезинформации об аутизме и вакцинах. (Для справки: большинство раввинов поддерживает вакцинацию).
Другая крупная вспышка кори в 2014 году произошла в общине амишей в штате Огайо: её вызвал миссионер, который привёз вирус из поездки на Филиппины и распространил его среди непривитых единоверцев, многие из которых отказались от вакцинации по соображениям безопасности.
В обоих случаях у недоверия к вакцинам было мало общего с религией, но сплочённость религиозных общин сделала их уязвимыми для вируса, побуждая людей отказываться от вакцин и тем самым создавая почву для распространения инфекционных болезней.
Тем временем, лоббистские усилия «Научной Церкви Христа», открыто выступающей против вакцинации, помогли легитимировать освобождение от вакцинации по религиозным соображениям, и в настоящее время оно имеет силу закона в большинстве штатов США.
Религиозные опасения по отношению к вакцинам — глобальная проблема
Проблема распространения в религиозных общинах недоверия к вакцинам проявляется в нескольких странах. Только три страны — Пакистан, Афганистан и Нигерия — не справились с вирусом полиомиелита, который благодаря вакцинам был на грани уничтожения. В этих странах лидеры мусульманских фундаменталистов иногда убеждают людей в том, что искоренение полиомиелита представляет собой «хитрый американский ход с целью провести стерилизацию мусульманского населения» или, как утверждается в одном исследовании, что «вакцинация — это попытка противиться воле Аллаха».
В Индонезии исламские лидеры издали «вакцинную фетву», осуждающую вакцину против кори и краснухи за то, что, по их словам, она не является «халяльной» и содержит следовые количества свиных продуктов. (Ислам запрещает употребление свинины, а, согласно Science, в вакцинах используются свиные продукты, в частности желатин, получаемый из свиной кожи). В результате процент вакцинации резко упал, и это падение, отразившись на соседнем Таиланде, привело к возникновению там очага кори.
Северная Америка — единственный регион с высоким уровнем доходов, где верующие очень часто предпочитают науке религиозные учения
Последний опрос Wellcome Trust содержит информацию о доверии людей к науке, медицине и вакцинам. 79 процентов опрошенных — и это весьма примечательно — оказались «в общем» или «полностью согласными» с тем, что вакцины безопасны. Это, безусловно, большинство, но есть и опасное количество людей, которые не доверяют вакцинам.
Выявлены регионы, в которых чаще, чем в других местах, встречаются «зоны более высокого сомнения» по отношению к безопасности вакцин. Например, среди наименее уверенных в безопасности вакцин регионов имеются те, где высокий уровень доходов: «Только около 72 процентов людей в Северной Америке и 73 процента в Северной Европе «согласны», что вакцины безопасны, а в Западной и Восточной Европе таких людей всего лишь 59 и 50 процентов соответственно».
Данный отчёт помогает также понять, какого рода конфликты могут возникнуть между наукой и религиозными убеждениями. Вот что удалось установить:
55 процентов верующих заявили, что при возникновении разногласий между наукой и их религиозным учением они примут сторону религии.
Эта доля ещё выше — 64 процента, — если верующий считает религию важным компонентом своей повседневной жизни.
Наибольший процент людей, утверждающих, что наука не в ладах с их религиозным учением, проживает в США и Южной Европе (59 процентов).
Северная Америка — единственный регион с высоким уровнем доходов, где верующие «значительно чаще» заявляют, что при возникновении разногласий между наукой и их религиозным учением предпочитают верить последнему. «Это особенно характерно для США, где верующие в случае разногласий между их религиозным учением и наукой почти вдвое чаще встают на сторону религии (60 против 32 процентов)».
Саад Омер (Saad Omer), директор Йельского института глобального здравоохранения (Yale Institute for Global Health), не принимавший участия в опросе, отметил, что в тесно сплочённых нерелигиозных группах также наблюдались серьёзные вспышки заболеваемости, однако «есть весомые данные о том, что это характерно преимущественно для религиозных общин».
«Общественное здравоохранение не может позволить себе игнорировать необходимость работы с религиозными лидерами, — добавил он. — Даже если проблемой является не религия как таковая, религия — это объединяющая и организующая сила сообществ, а значит, у общественного здравоохранения есть возможность принять участие в жизни [этих] сообществ и взаимодействовать с ними».