Покорные и отчаявшиеся: почему таджикские женщины уходят в экстремизм
В Таджикистане все больше женщин бросают привычную жизнь и уходят в ряды террористов, отмечают аналитики Всемирного банка
Таджикские женщины — третьи в списке наиболее уязвимых перед вербовщиками групп населения, говорится в докладе Всемирного банка.
После молодежи и мигрантов именно женщины чаще всего становятся членами запрещенных радикальных группировок. Что же заставляет скромных таджикских женщин бросить привычный уклад жизни и выбрать новый пугающий путь террористки? Нет, вовсе не доверчивость и наивность. Большинство из них — брошенные жены, «разведенки» с детьми, жертвы домашнего насилия или родственники уже завербованных лиц.
Одни, не получившие должного образования, ищут хоть какую-нибудь работу, чтобы кормить детей. Другие готовы бежать куда угодно, лишь бы не слышать больше мучительного порицания соседей и родни. Третьи вынуждены идти на поводу у мужа, вступившего на скользкий путь радикала. В любом случае их судьба незавидна.
ВБ перечисляет и другие причины: желание вступить в брак, давление со стороны мужа или же старшего члена семьи, жалобы на мужа или его семью, особенно на свекровь, которая может чрезмерно контролировать их жизнь, а также общественное осуждение разведенных или брошенных женщин.
«Прямо сейчас к тебе домой приедет черная машина и привезет ко мне. Никому ничего не говори. Оставь детей в доме своего отца», — пересказывает жительница Душанбе телефонный разговор с мужем год назад.
«В нашем кишлаке была молодая разведенная девушка, она жила с ребенком у матери. Однажды в их дом вошла женщина и сказала: «Мы найдем хорошую работу для вашей дочери, дайте нам её паспорт». Они забрали девушку с собой, до сих пор нет никаких новостей от нее. Ее ребенок остался один», — рассказывают соседи.
Одна женщина из Хатлонской области призналась, что жила с мужем в сообществе насильственных экстремистов в Турции.
«Я чуть не стала такой же как они. Вы должны одеваться только в черное и оставлять открытыми только глаза. И вы только читаете Коран, и это все. Я не осталась там, мой (бывший) муж хотел остаться, а я этого не сделала. Позже он сам привез меня обратно», — признается она.
Говоря о радикализме в Таджикистане, аналитики ВБ также приводят неутешительную статистику насилия над женщинами.
Так, 24% женщин в возрасте от 15 до 49 лет становятся жертвами физического насилия с 15-летнего возраста. Разведенные, разлученные или же овдовевшие женщины чаще подвергаются физическому насилию, чем замужние или никогда не бывшие замужем. Самый высокий уровень физического насилия в отношении женщин в стране наблюдается в Хатлонской области (36%).
Тем не менее, согласно официальной статистике, только одна из десяти женщин обращается за помощью, тогда как остальные 75% жертв предпочитают никому не рассказывать об этом инциденте.
Однако несмотря на наличие ряда факторов, большинство женщин все же не подвергаются радикализации, хотя и сталкиваются с проблемами в жизни.