Может ли женщина потребовать развод, если она разлюбила мужа?
Право жены на развод Супружество в Исламе — священная связь, которая не должна быть прервана без серьезных на то причин. При возникновении угрозы распада брака, супруги обязаны искать все возможные способы сохранить союз. Брак нельзя разрывать пока существуют альтернативные способы решения ситуации. Ислам принимает развод, но в тоже время настоятельно пытается предотвратить его. Такого подхода требует не только религия, но и ум, совесть и общественное сознание. Если же все дороги испытаны, и брак спасти невозможно, если союз обязательно должен быть расторгнут, то супруги должны мирно, без обид расстаться, соблюдая права друг друга. Исламские ученые единодушны в том, что с точки зрения предписаний Всевышнего, развод — это самое неприятное из всего того, что дозволено совершать.
Безразличие к факторам, которые неизбежно могут привести к разводу, является следствием незнания человеческой природы и её особенностей. Думать, что любой брак может оказаться удачным, было бы также наивно, как думать, что все люди абсолютно одинаковы. Кроме того, развод — последний выход в тех случаях, когда раздоры в семье начинают носить хронический характер, ведь нелогично было бы принуждать продлевать такие семейные отношения, отнимая у обеих сторон шанс на счастливую жизнь в новом браке. Немецкий юрист и мыслитель Кехлер был очень прав, когда говорил: “Брак между двумя людьми, которые не могут найти общий язык, — пытка, которая часто отражается на психическом и душевном состоянии человека, губя множество его способностей и притупляя множество дарований”. Хотелось бы привести примеры из времен жизни Посланника Аллаха (мир ему), который соответствует ситуации, оправдывающий расторжении брачного союза: “Однажды к Пророку (мир ему) пришла одна женщина и сказала, что не жалуется на характер и поступки своего мужа, Но вместе с тем призналась в том, что не любит его больше, так как он потерял способность любить ее, как мужчину. Посланник Аллаха (мир ему) спросил: “Ты согласна отдать ему обратно тот сад, который он тебе отдал в качестве махра?” — “Согласна” — ответила женщина. После этого Пророк велел расторгнуть брак, при условии, что женщина выполнит обещание вернуть указанное имущество мужу” [Бухари]. Становится ясно, что женщина не вынуждена жить в браке с человеком, который покидает дом, прибегает к насилию, или же не в состоянии исполнять свои семейные обязательства. В подобных случаях брак может быть расторгнут решением суда. Важно помнить — развод должен осуществляться мирно.
В Священном Коране говорится: “Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму” [Сура аль-Бакара 2:229]. Во времена невежества и в первые годы распространения Ислама мужчине позволялось разводиться с женой бесконечное количество раз, и, если он хотел причинить жене страдания, то объявлял ей развод и возобновлял брак незадолго до приближения отведенного для развода срока, после чего снова объявлял ей развод. Он мог поступать так всю жизнь, причиняя женщине страдания, о которых доподлинно известно только Всевышнему. По этой причине Всевышний Аллах возвестил о том, что мужчине разрешается объявить женщине развод, после которого он имеет право возобновить брачные отношения, только два раза.
В течение отведенного для развода срока мужчина может изменить свое решение и вернуть жену, если только он не собирается причинить ей зло. Если же он объявляет женщине развод в третий раз, то ему не разрешается возобновлять брачные отношения, ибо если он поступает так, то он либо дерзко ослушается своего Господа, либо не желает вести семейную жизнь со своей супругой, а лишь пытается причинить ей страдания. Если мужчина объявил своей жене неокончательный развод, то ему велено либо возобновить достойные брачные отношения, которые существуют между другими мужьями и их супругами, причем подобное развитие событий является самым благоприятным, либо окончательно развестись с ней достойным образом. Как мы видим из аята, предписание Всевышнего относительно данного вопроса совершенно ясно. Нужно вести себя цивилизованно, иначе неприятные сцены в коридорах судов не оставят предмет гордости как для самого человека, так и для всего общества. Islam-today