«Казнить нельзя помиловать». «Американский талиб» вышел из тюрьмы спустя 17 лет
Следующим местом проживания Линда после тюрьмы города Терр-Хот в штате Индиана станет дом в Вирджинии. Бывший заключенный останется под пристальным наблюдением полиции. Условия освобождения достаточно жестки: без разрешения надзорных органов нельзя пользоваться устройством с подключением к интернету, общаться в Сети можно только на английском языке и, естественно, запрещено иметь материалы экстремистского или террористического характера.
Освобождение Линда вызвало в США далеко не однозначную реакцию. Особенно возмущены пострадавшие от рук террористов и члены семей погибших во время вторжения США в Афганистан военнослужащих.
Духовная пища и приключения
Еще 16-летним подростком Джон Линд увлекся исламом, принял его и поставил себе задачу выучить арабский язык и Коран наизусть. При этом молодой человек жил и воспитывался в типичной американской католической семье. Приобщение к исламским ценностям, по данным «Би-би-си», происходило в мечети на окраине городка Милл-Вэлли к северу от Сан-Франциско. Ее имам помнит будущего «американского талиба». Казалось, что «религия была для него источником духовной пищи».
Тяга к духовному сначала занесла Линда в Йемен, куда он с согласия родителей отправился в 17 лет, чтобы учить арабский язык. На некоторое время он вернулся в США, но затем снова уехал в арабскую республику. Уже оттуда пришло послание к отцу с просьбой разрешить путешествие в Пакистан, где можно продолжить обучение. Глава семьи ответил, что доверяет решению сына и надеется, что тому «предстоит прекрасное приключение».
Приключения Линда не закончились в Пакистане, где он поступил в религиозную школу, в провинции Хайбер-Пахтунхва. Скорее всего, там в его мировоззрении произошли значительные изменения, толкнувшие к радикализму. По крайней мере разрешения на дальнейшие перемещения он у родителей больше не спрашивал. И в июне 2001 года через перевал Хайбер он перебрался в Афганистан.
В этой стране Линд два месяца тренировался в военном лагере Аль-Фарук, который был основан и содержался на деньги самого Усамы бен Ладена. С лидером «Аль-Каиды»** ему довелось встретиться аж дважды. Правда, отец Джона утверждал, что тот лишь был «одним из тысячи молодых мусульман, добровольно вступавших в отряды», которые воевали против афганского Северного альянса, поддерживаемого Россией, и никак не был связан с террористической деятельностью.
Позднее в обвинительном заключении появится информация, что Линд отказался от предложений осуществить нападение на США или Израиль. И все же его деятельность в тот период расценят как «близкую к измене родине».
В начале сентября, когда после терактов в США началось американское вторжение в Афганистан, Линд находился в составе боевого отряда на северо-востоке страны. Под ударами авиации Соединенных Штатов талибы сопротивлялись недолго, и Джон попал в плен к Северному альянсу. Захваченных боевиков направили в тюрьму крепости Кала-и Джанги на окраине города Мазари-Шариф.
Здесь Линд встретился с сотрудником ЦРУ Джонни Спанном, который допрашивал «американского талиба». А вскоре в крепости началось восстание заключенных, в ходе которого были убиты около 100 пленных и тот самый сотрудник разведки США. Герой нашей истории был ранен в ногу и неделю прятался в подвале вместе с другими выжившими. По его словам, охранники забрасывали гранатами вентиляционные трубы и лили в них воду, чтобы утопить узников. С осколочными ранениями и гипотермией Линд предстал в итоге перед американскими властями.
Родители семь месяцев ничего не знали о сыне и впервые увидели его после разлуки на фотографиях в СМИ. Отец Линда утверждает, что сына подвергли страшным мучениям, когда перевезли на военную базу Кэмп-Рино. Там он на двое суток был оставлен абсолютного голым в холодном металлическом ящике, в котором был доставлен из афганской пустыни. Никто не лечил его раны. Но никто не собирался и жалеть «американского талиба».
Пресса обрушила на него вал гневных статей, а министр юстиции объявил, что Линд являлся «террористом, прошедшим обучение в лагерях „Аль-Каиды“**, который в сговоре с руководством „Талибана“* планировал убийства граждан своей страны». По словам родителей молодого человека, «этот образ крепко вошел в сознание людей, обезумевших от горя и тоски после 11 сентября».
Это было ошибкой. Или нет?
Во время судебных разбирательств Линд пошел на сделку с правосудием. С него сняли обвинения в терроризме и сотрудничестве с «Аль-Каидой»**, но он признал себя виновным в поддержке талибов и отказался от своих обвинений в жестоком обращении в заключении. Джон заявил в суде, что ошибся. «Я хотел бы, чтобы американские люди знали, что если бы я знал то, что я знаю сейчас о талибах, я бы никогда не присоединился к ним», — подчеркнул он.
Суд приговорил Джона Линда к 20 годам тюремного заключения. И стоит признать, что в той атмосфере это было не самым плохим итогом. В тюрьме молодой человек начал дистанционно учиться в университете Индианы и наконец выучил наизусть Коран. При этом, судя по появившейся в СМИ информации, симпатий к талибам Линд до конца не утратил. В 2015 году было опубликовано его письмо, написанное в тюрьме. В нем он явно гордится «участием в афганском джихаде».
«„Исламское государство»*** явно очень искренне и серьезно относится к выполнению давно забытого религиозного обязательства по созданию халифата посредством вооруженной борьбы, что является единственным правильным методом», — цитирует текст письма New York Post.
На свободу Линд вышел уже 38-летним мужчиной. Среди тех, кто выступил против его освобождения, оказалась и родственники того самого офицера ЦРУ Джонни Спанна, отца трех детей, убитого в Афганистане во время восстания талибов. Он допрашивал Линда перед бунтом, но тот предпочел не предупреждать о планах заключенных. Дочь погибшего, Элисон, заявила, что освобождение Линда стало пощечиной для ее семьи.
«Его рано освобождают из-за его хорошего поведения в тюрьме. Но для моей семьи терроризм не означает хорошее поведение», — цитирует ее слова The Daily Mail.
Отец Джонни Спанна обратился к президенту США Дональду Трампу с просьбой вмешаться в ситуацию. «Не отпускайте его, если есть подозрения в том, что он не является образцовым заключенным», — сказал он.
Отец Спанна имел в виду сообщения в прессе и расследование, проведенное журналом Foreign Policy в 2017 году, а также документы, подготовленные Национальным контртеррористическим центром США, в которых говорилось, что Линд «продолжал выступать за глобальный джихад, писать и переводить экстремистские тексты» с мая 2016 года. В материалах также утверждается, что «американский талиб» собирается «продолжить распространять экстремистский ислам и после своего освобождения».
«Талибан»*, «Аль-Каида»**, «Исламское государство»*** — запрещенные на территории РФ террористические организации.