В Удмуртии монахини четверть века жили без паспортов в ожидании конца света
Монахини Покровского женского монастыря в селе Каменное заделье Балезинского района Удмуртии с 1993 года жили без ИНН и российских паспортов, ожидая конца света, в Церкви ждут от «раскольных» монахинь покаяния, рассказал РИА Новости руководитель информационного отдела Ижевской епархии протоиерей Роман Воскресенских.
В ожидании апокалипсиса
В сентябре 2021 года Синод Русской православной церкви отменил свое же решение 1993 года об открытии Покровского женского монастыря «в связи с отсутствием у монастыря юридической регистрации и многолетним пребыванием его насельниц в расколе».
После этого издание «АИФ» сообщило, что Ижевская епархия якобы насильно выселяет прописанных там монахинь, в том числе больных и старых, а предыдущий собственник построек – Глазовская епархия — пыталась сделать это через суд, что привело к тяжбам и оспариванию со стороны монахинь сделок с «их» имуществом. Также «настоятельница» (по данным РПЦ, отлученная от Церкви Наталья Машкова) заявила через СМИ, что монастырь не уходил в раскол.
Как пояснили РИА Новости в информационном отделе Ижевской епархии, после решения Синода РПЦ о ликвидации монастыря было указание священноначалия перевести «новообразованный» приход храма преподобного Трифона Вятского в ведение Ижевской епархии, которая сейчас по документам является его собственником.
«Нам выдали свидетельство о собственности около месяца назад. Насчет судебных разбирательств мы, как новый собственник, еще не совсем в курсе: мы не ответчики. В любом случае насельники в принципе не могут быть собственниками монастырских построек, приход принадлежит РПЦ», — сказал Воскресенских.
Он напомнил, что приход храма преподобного Трифона Вятского появился в этих краях в начале XX века, а в начале 90-х годов там устроили монастырь. Однако монахини так и не зарегистрировали приход в качестве монастыря, «поэтому хотя Синод и упразднил монастырь, юридически его там никогда и не было», а «кроме одной монахини, которая сейчас проживает в доме для престарелых, прописки в тех постройках ни у кого нет».
«Вообще с пропиской там все не так просто: они в свое время отказались от ИНН, российских паспортов, живут по советским, закрылись от мира, не пускали паломников», — рассказал Воскресенских.
К таким решениям, как утверждают в епархии, монахинь призвал их духовник — настоятель храма игумен Владимир (Виктор Наумов). Он в середине 90-х проповедовал о приближающимся конце света, приходе антихриста, в связи с чем и выступал за отказ от ИНН и паспортов (некоторые маргинальные верующие считают эти документы с цифровым кодом — печатью антихриста – ред.). После игумен был запрещен в служении и примкнул к лжемитрополиту Корнилию (Радченко), а в 2013 году скончался, заявили в епархии.
Однако на этом история раскола не закончилась: Корнилий назначил настоятельницей монахиню Даниилу (Наталью Машкову).
Раскольная обитель
По словам Воскресенских, когда в 2016 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с папой Римским Франциском, Машкова вместе с новым священником — игуменом Силуаном (Бояровым) — обвинила патриарха в унии с католиками, в монастыре прекратили поминать патриарха на богослужениях. Позже Бояров был запрещен в служении, а Машкова – отлучена от Церкви.
«За время существования монастыря у них была ересь царебожия, они самовольно меняли юрисдикцию, не пускали назначенных в приход батюшек, проводили богослужения с запрещёнными в служении священниками, не поминали патриарха и епископа, фактически не признавали церковную власть и ушли в раскол», — подчеркнул священник.
Такая ситуация, пояснил Воскресенских, несмотря на увещевания епископов, продолжалась более 20 лет, пока новое епархиальное начальство не решило взять ситуацию в свои руки. «Когда мы стали собственниками, прописали туда священника – настоятеля прихода и двух монахинь, одна из которых ранее жила в монастыре, но в свое время не приняла раскол, за что ее тогда выгнали», — заявил представитель епархии.
Сейчас, по его словам, в монастыре живет новый настоятель, две монахини и одна послушница, а также порядка 20 «раскольных» монахинь. Но «их никто не выгоняет», подчеркнул протоиерей, более того, «по благословению патриарха, им позволено, если захотят, поселиться в других монастырях епархии или в одном из ставропигиальных (подчиняющихся напрямую патриарху – ред.) монастырей Русской церкви».
«Мы говорим им: живите тут, пожалуйста, если хотите. Но и мы тоже будем тут жить с вами. Мы открыли храм для паломников, регулярно проводим богослужения, приглашаем на них и «раскольных» монахинь, но они не ходят, не признают нашу службу, не причащаются. Они попросили нас дать ключи от храма, чтобы служить ночью по-своему, но мы отказали», — пояснил представитель епархии.
Он уточнил, что удостоверений о постриге монахини тоже не предоставили и отказались говорить, кто их постригал, «поэтому есть вероятность, что кого-то из них постригали раскольники», а ведь все таинства, совершенные запрещенными в служении священниками, считаются недействительными.
«Мы им сказали, что если ваш постриг недействителен, мы можем сделать все по-правилам. Если вы хотите жить настоящей монашеской жизнью, нужно сделать все законно. Но пока никто не изъявил такого желания. Надеемся, что ситуация изменится, они принесут покаяние и вернутся в Церковь», — заключил собеседник агентства.