Вдова в 14 и побег из Дагестана: исповедь несостоявшейся террористки
Героиня статьи с детства воспитывалась в радикальной семье и к 15 годам успела пережить множество невзгод
Молодые мусульманки, которые еще вчера были девочками, часто попадают в среду радикализма. После нескольких «мужей» террористические ячейки отправляют их на верную смерть с поясом шахида. Одна из таких девушек согласилась рассказать корреспонденту РИА Новости свою историю.
Амина (имя девушки изменено в целях ее безопасности) рассказала, что рано или поздно поведала бы историю о себе журналистам. Теперь в ней ничего не выдает мусульманку: короткие волосы, яркие линзы и открытая одежда, — словно вызов себе прежней.
Детство в радикальной мусульманской семье
Сейчас Амине 21 год, впрочем, настоящего возраста девушка не помнит, документов попросту не сохранилось. Родилась девочка между Махачкалой и Дербентом.
В два года она потеряла отца и осталась на попечении у матери. Та любила наряжаться в разноцветные хиджабы. В маленьком селе не было развлечений: единственным развлечением были походы на базар.
А мать, как оказалось, после смерти мужа подалась в радикализм. Ее задачей в группировке было снабжение террористов гуманитарной помощью и продуктами питания.
«Мы жили строго по шариату. Я постилась с четырех лет без еды и воды. Никогда не забуду, как во время Рамадана мать будила меня в три часа ночи для намаза. Мама считала главным делом своей жизни «помогать детям пророка Мухаммеда». Так она называла потенциальных смертников», — рассказывает девушка.
Подобная строгость закалила ее характер и научила самоконтролю.
Замужество в 13 лет
Сватать девочку за взрослых мужчин мать начала с 11 лет. Для этого она отправляла дочку работать в книжный магазин, который находился на втором этаже их дома. Продавали в этом книжном экстремистскую литературу.
Почти сразу после тринадцатилетия Амине рассказали, что ей заинтересовался мужчина. А через три дня состоится венчание — никах.
«Меня одели в белый хиджаб и увезли в другой дом, где была отдельная комната. Помню, я ужасно боялась. Стыд — вот мои воспоминания о потере невинности. Хотя муж хорошо ко мне относился, старался быть вежливым, не грубил. Я полюбила его за доброту, за великодушие», — старается донести мысль девушка.
За год «замужества» с супругом Амина встретилась всего трижды. Мужчина объяснял ей, что живет в лесу.
А потом ей рассказали, что ее муж погиб. На тот момент девочке было всего 14 лет.
«Мне сразу же начали искать нового жениха. Почему-то тоже в лесу. На этот раз я почувствовала неладное, но что именно — даже не догадывалась», — поведала Амина.
Побег из ячейки террористов
Тайком от матери девочка накопила денег на смартфон и сим-карту. И с помощью информации из Интернета поняла, что ее мать состоит в радикальной ячейки. Накопив информацию, девочка составила план побега.
Бежать Амина собралась в Москву: в большом городе проще затеряться. Но для побега ей пришлось украсть деньги, вырученные с продажи книг.
«Кнопочный телефон, на который обычно звонила мама, оставила дома. Я была до того растеряна, что непонятно зачем купила гитару в местном магазине», — вспоминает девушка.
Перед побегом девушка отстригла свои длинные волосы и запаслась запасной одеждой. Но бежала в хиджабе, чтобы не вызывать подозрения.
Таксист, который отвез ее до вокзала, купил билет в один конец, но за молчание взял крупную сумму.
«Более того, в самом поезде поверили на слово, что я совершеннолетняя, и даже не стали проверять паспорт. Я врала всем вокруг, что якобы приехала к родителям на лето, а теперь возвращаюсь в столицу. Да и вообще, я музыкант — вот гитара», — рассказывает Амина.
Проводницы угощали ее чаем и конфетами, а попутчики делились историями. Все шло как по маслу.
Москва: настоящий детектив
В Москву девочка приехала в ноябре. В одном свитере было очень холодно. Быстро разыскав адрес детского дома, Амина взяла такси.
«В итоге водитель довез меня по указанному случайно выбранному месту и остановил машину у серого длинного забора», — рассказывает девушка.
Она сбивчиво рассказывала свою историю сначала охране, потом директору. Но когда приехала полиция, то все встало на свои места.
Оказалось, что все это время за Аминой следили. В Дагестане их дом был под наблюдением силовиков. Водители, проводницы, попутчики в поезде — все они являлись участниками спецоперации.
«Об этом я узнала только в детдоме. Мой побег удался благодаря спецмиссии, которая тогда была организована на Северном Кавказе», — вспоминает Амина.
Мечты, сны и явь: вместо эпилога
После побега девочка три года провела в социально-реабилитационном центре на северо-востоке Москвы под наблюдением психологов. Ей помогли найти опекуна, дали образование, даже почти получилось наладить личную жизнь.
Амине периодически снится мать, но только в кошмарах: на душном базаре она пытается натянуть ей на голову платок, а он душит девушку.
Девушка признается, что сама указала силовикам на карте место, где скрывались радикальные мусульмане. Мать Амины была убита во время перестрелки спецназа с террористами в сентябре 2013-го. Вместе с ней — еще четверо боевиков.
Девушка рассказывает, что ее мечта — работать кинологом, но это желание кажется несбыточным. В свидетельстве о смерти матери так и написано — террористка.