Почему люди попадают в религиозные секты и что нас может защитить.
Возникает вопрос, можно ли заранее определить склонность человека к зависимому поведению, чтобы не допустить разрушительных последствий? По мнению психиатров и наркологов, личностной предрасположенности к такому поведению не существует. Нет также и методов, позволяющих определить потенциальную зависимость от алкоголя, наркотиков, азартных игр или религиозных сект.
Однако результаты многолетних наблюдений позволили психологам ввести новое понятие — готовность быть зависимым. Она формируется в процессе внутрисемейного воспитания. Если у человека нет такой готовности, то, несмотря на отягощенную наследственность и всякие жизненные перипетии и стрессы, человек не станет зависимым.
Готовность к ней можно выявить по присутствию в поведении человека стремления к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, навязчивого стремления к какой-либо деятельности, а также некоторым характерным чертам личности. Это может быть ярко выраженная эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в поспешном, необдуманном принятии решений, импульсивности, ранимости, обидчивости; частая смена настроений, неустойчивая самооценка; повышенные тревожность и депрессивность, эмоциональная напряженность, постоянное стремление произвести впечатление на окружающих; низкое самоуважение, неразвитая способность к самоконтролю и заботе о себе; слабо выраженная индивидуальность и отсюда — стремление перенять особенности поведения других людей.
Какие факторы увеличивают риск попадания человека в тоталитарный культ?
Во-первых, это авторитарный или авторитарно-попустительсткий стиль воспитания в семье, который способствует привыканию к строгой иерархии, подчинению чужой воле, перекладыванию ответственности на других, вследствие чего не развивается инициативность и критичность. «Я — начальник, ты — дурак, ты — начальник, я — дурак». Когда для человека такая форма отношений становится привычной и комфортной, он старается ее воспроизводить в своем дальнейшем опыте.
Во-вторых, длительное пребывание в ситуации условного принятия, (например, «мой сын не может быть неудачником», т.е. право называться сыном дается не по факту рождения, а при определенных условиях) и эмоциональной холодности (человек говорит, что ищет в религии духовные смыслы, а на самом деле — теплые отношения, поддержку и чувство единения).
В-третьих, не сформированная четкая система нравственных ориентиров, ценностных ориентаций. На фоне такой неопределенности культы рады предложить «единственно верную» и упрощенную систему ценностей.
При сниженном уровне критичности в группу риска могут попасть люди, которые работали в жестких структурах, например в армии, и привыкли выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов. В ситуации сокращения или увольнения такой человек испытывает сильный стресс, а при наложении неблагоприятных факторов вероятность обращения в иерархичную структуру возрастает.
Среди психологических факторов следует выделить различные формы психологических расстройств и заболеваний. С одной стороны психопатология тянет ее носителей в культы (как и к религии в целом), а с другой стороны, «секты» могут провоцировать психические расстройства, которые в обычной жизни носили бы латентный характер.
Впрочем, потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности и даже в состоянии авитаминоза. К факторам риска относятся все состояния неустойчивости, связанные со сменой социального статуса и групповых ролей, например, окончание средней школы, первый год вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого. Большинство будущих и бывших адептов страдают от сильного чувства одиночества, которое обостряет необходимость быть собой. А культы как раз и привлекают нас тем, что создают подобие семьи (вспомните, как там демонстрируют любовь новичкам, называют друг друга «брат», «сестра», «духовный отец»), но при этом изолируют последователя от его настоящей семьи. Если все традиционные религии ратуют за укрепление семьи (почитай от отца и мать своих), то псевдорелигиозные организации руководствуются принципом «разделяй и властвуй» (если близкие запрещают вам посещать собрания, это их устами говорит сатана; кто общается с кафиром – неверным, отступником – сам кафир).
При этом развитие некоторых способностей может не только способствовать освобождению от сектозависимости, но и служит фактором, уберегающим от попадания в подобные организаци. Арнольд Марковиц в статье «Защита от манипуляций» выделяет следующие защитные факторы:
Автономия. Мощное чувство независимости, ощущение личной силы, чувство подчинения будущего себе, ориентация на достижения, самонаправленность.
Целеустремленность имеет отношение к поощрению автономии, включает наличие видения будущего, направленность на цель, ориентацию на успех, образовательные или карьерные стремления, упорство, оптимизм и веру в светлое будущее. Ощущение того, что жизнь имеет смысл, и человек в состоянии ставить собственные цели и достигать их является признаком здоровья.
Чувство собственного достоинства. Ощущение собственного “я”, внутренний фокус контроля, чувство личной ценности и веры в то, что человек скорее может контролировать события, нежели быть пассивной жертвой.
Согласованность. Чувство уверенности в том, что жить в гармонии с внешним миром возможно.
Социальная компетентность. Способность чувствовать себя свободно в условиях социальных требований (на работе, в обществе равных), способность формировать романтические взаимоотношения и дружбу; использовать юмор, гибкость и приспособляемость.
Привязанность к взрослому. Наличие хотя бы к одной поддерживающей связи при низком уровне критического мышления. Многие попадают в культ в результате разочарования в жизни или разрыва важных отношений. Установление хорошей послекультовой привязанности будет для бывшего адепта укрепляющим.
Умение решать проблемы, принимать решения и терпимо относиться к противоречиям полезно для бывшего члена культа в преодолении своей зависимости от других, покорности и внушаемости. Бывшим адептам необходимо научиться жить без упрощенных ответов, предлагаемых культом.
Управление стрессом. Умение справляться со стрессом и разочарованиями является характерным признаком преодоления зависимости. Размышление о себе, применение юмора, признание своих ошибок и несовершенств являются аспектами взрослого развития.
Контроль над собственной жизнью и ответственность за нее является показателем успешного возврата в общество.
Структурированная деятельность необходима для бывшего адепта как переходный этап к свободной жизни. В этом может помочь группа поддержки бывших культистов, организация досуга, клубы по интересам или помощь людям, оказавшимся в подобной ситуации.
Поскольку зависимость легче предупредить, чем лечить, то задачей родителей и специалистов, работающих с молодежью, становится помощь в формировании собственной индивидуальности и правильной идентификации. Именно раскрытие индивидуальности, самореализация, способность к принятию самостоятельных решений и настроенность нести за эти решения ответственность являются лучшей профилактикой ухода от реальности, будь то алкоголизация или фанатичное следование псевдорелигиозной идее.
Если вы или ваши близкие столкнулись с подобной проблемой, обращайтесь в центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений при Ассоциации практикующих психологов в Костанае 54 09 55, www.stop-sekta.kz
Калюжная Юлия,
ОО «Ассоциация практикующих психологов РК»
При подготовке статьи использовались следующие материалы:
Романов А. В. «Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы»
Балакин М. А. «К вопросу о деструктивных тоталитарных корпоративных культах»
Арнольд Марковиц «Защита от манипуляций»