Когда сетевой бизнес становится сектой
Костанайские новости
http://www.kstnews.kz
Сетевой маркетинг стал частью нашей реальности. На улице никого не удивляют настойчивые девушки с каталогами в руках. Что плохого в том, что люди по сети распространяют продукцию? Ничего. Пока этот бизнес не превращается в культ.
Так ли страшен «сетевой черт», как его малюют? Я решила проверить это на себе. Скажу сразу, риск для психического здоровья есть. И вот почему.
На первой встрече вам убедительно, с наглядным материалом, докажут, что работать на «дядю» невыгодно, на общество — неблагодарно. На второй встрече в красках и в лицах преподнесут историю фирмы от библейских времен до наших дней, расскажут о стабильно высоких экономических показателях и благодарных отзывах осчастливленных потребителей. На третьей встрече предъявят своих идолов. Тех, кто уже добился огромных успехов и продолжает развивать свой бизнес. Обычно это бывшие домохозяйки, бывшие военные, бывшие учителя и инженеры. Смотрите, люди, обычная уборщица стала «успешной» благодаря усердию. А вот эта стильная дама имела свой процветающий бизнес, но стала заниматься сетевым маркетингом. Даже её муж-банкир, который сначала скептически смотрел на ее увлечение стиральными порошками, теперь тоже в этом бизнесе и уже достиг ранга «изумрудного директора такого-то региона».
Сетевики давят на ваши сокровенные желания, внушая, что упорным трудом года через два-три вы сможете их воплотить в жизнь. При этом вам не расскажут про системы налогообложения, налоговый и гражданский кодексы, про бухгалтерскую отчётность, про уменьшение транспортных затрат, про методы оценки и анализа рынка. Никто не объяснит, что систематическое извлечение дохода от перепродажи товаров является предпринимательской деятельностью, а значит, требует регистрации в госорганах и в налоговой инспекции. Даже про тонкости маркетинг-плана я так и не услышала. Зато много мифов. К примеру, эта работа дает возможность всем при очень маленьких вложениях заработать много денег.
Чтобы задержать людей, которые приносят доход, со временем необходимо включать методы психологической манипуляции. Так вот, чем больше таких методов включается, тем ближе сетевая фирма к секте. Знаете, в чем их отличие от торговых компаний? В том, что они заинтересованы не столько в покупателях, сколько в продавцах. То есть основной доход фирмы формируется не за счет продаж, но за счет вербовки новых членов-распространителей. И довольно часто на второй и третьей «ступени успеха» начинается торговля чистым воздухом (тренинги, семинары, приобретение печатной, аудио- и видеопродукции по повышению мотивации и т.д.). В ином случае фирма выходит на обычный рынок.Человеку всегда надо, чтобы его кто-то любил, говорил приятные и добрые слова. Именно это люди и получают на подобных семинарах. А тот, кто не смог заработать, виноват в этом сам. Он — неудачник. Однако на практике даже при самом благоприятном стечении обстоятельств заработать хоть что-то могут не более трех человек из ста. Значит, остальные 97 неудачники? Скажите, что будет с человеком, если после нескольких лет бесплодных усилий он сам себя признает таковым? Именно поэтому представители традиционных конфессий и профессиональные психологи приравнивают систему сетевого многоуровневого маркетинга по степени воздействия к деструктивным тоталитарным сектам.
Наталья БЕСПАЛЬКО,
психолог