Ислам – религия равенства.

Газиз ШАЙМЕРДЕН руководитель Центра религиозных иссследований КГУ им. А.Байтурсынова.

Ликвидация религиозной безграмотности среди населения сегодня играет важную роль в сохранении межконфессионального согласия в нашей стране. В Костанае уже два года действует Центр религиозных исследований при КГУ им. А.Байтурсынова.

О том, для чего создана эта организация и что необходимо рядовому гражданину, чтобы противостоять псевдорелигиозным течениям, рассказывает директор Центра, доцент кафедры философии КГУ им. А.Байтурсынова Газиз Шаймерден.

Газиз Иксангалиевич, каковы задачи Центра?

– Центр работает в нескольких направлениях. Одно из них – научно-исследовательское, включающее в себя социологические исследования. Анкетирование студентов проводится нами два раза в год. Задача – узнать, какова степень религиозности учащихся.

Примечательно, что обычно к концу учебного года наблюдается рост религиозного самосознания среди молодежи. Большинство – 70% – относят себя либо к мусульманской, либо к православной конфессиям. Причем только треть из них соблюдает традиции и обряды, преимущественно это мусульмане. К примеру, 36% студентов считают религию средством поддержания нравственности в обществе, 15% – проповедником и наставником по жизни, 21% – средством манипулирования людьми, 1% – средством отвлечения людей от реальных проблем. Кроме этого, одна из главных задач нашего Центра – проводить религиозный ликбез для студентов, рассказывать о деятельности нетрадиционных религиозных объединений (РО), показывать документальные фильмы на данную тему. Такие меры – своего рода «прививка» от последующего вовлечения молодого человека в псевдорелигиозные организации.

Религия очень многогранна, кроме того, сегодня существует немало различных нетрадиционных религиозных учений. Как обычному человеку выбрать правильный путь в этом многообразии?

– Со всеми волнующими вопросами нужно обращаться к имаму, священнику и другим представителям традиционных конфессий. Духовный наставник призван разъяснить человеку, что нужно и нельзя делать. Простой пример – в католицизме, православии и исламе читать и толковать Библию и Коран обычным людям запрещено.

Священные книги – это философски-религиозная поэзия, и не имеющему богословского образования человеку понять библейские стихи или аяты Корана очень сложно. В католицизме и православии все возникающие альтернативные учения уничтожались как ересь, поэтому среди них и по сей день почти нет сект. Адвентизм, иеговизм и другие – свыше 1,5 тыс. – нетрадиционные течения произошли от протестантизма, потому что, согласно их учению, читать и толковать Библию можно каждому. Что касается казахов, наш народ никогда не был мусульманами в том понимании, в котором себя идентифицируют арабы. Арабская культура – земледельческая, а мы, казахи – кочевники. Неспроста в Казахстане «прижился» ислам ханафитского мазхаба, наиболее лояльный и восприимчивый ко всему новому, допускающий нормы не только шариата, но и адата – обычного права. Ханафиты новшества современного мира воспринимают нормально, считая, что на все есть воля Аллаха, в отличие от фундаменталистов – шиитов. К примеру, когда к власти в Афганистане пришли талибы, они уничтожили все телевизоры, аргументируя тем, что про них ничего не сказано в Коране.

В 1970-1980 годах мусульман в мире насчитывалось 19% от населения земного шара, однако уже к 2010 году данная цифра увеличилась втрое. Причем не только благодаря высокой рождаемости среди мусульман, но и во многом за счет обращения в религию европейского, славянского населения. С чем, по-вашему, связан такой успех ислама?

– Это действительно феномен. Во-первых, в исламе четко прослеживается идея социального равенства. Богатые граждане платят налоги на содержание бедных. Например, в Иране, как и во многих мусульманских странах, нет нищих и бездомных. Во-вторых, мусульманская религия отвергает аскетизм (ограничение и подавление чувственных влечений, желаний как средство достижения религиозных или этических целей – авт.). Если в христианстве аскеза приветствуется, доказательство тому – развитое монашество, то в исламе монастырей нет вовсе. Мусульманин обязан создать семью и трудиться. Такой рационализм дисциплинирует человека. Кроме этого, не стоит забывать о том, что ислам – самая молодая мировая религия, и ее энергетика очень сильна.

Правда ли, что несколько веков назад мусульманство проникло на территорию современного Казахстана во многом в форме суфийского учения?

– Суфизм сыграл свою роль в распространении ислама как в мире, так и в нашей стране. Данное философско-мистическое течение отличалось свободомыслием, и во многом это повлияло на формирование понимания ислама в казахском обществе и распространение лояльной ханафитской школы.

В нашей стране создана Ассамблея народа Казахстана. На ваш взгляд, насколько данная организация влияет на сохранение межэтнического и межконфессионального согласия?

– Заслуги Ассамблеи трудно переоценить. За 20 лет независимости в РК не произошло ни одного крупного межэтнического конфликта, что является главным достоянием республики. Что касается нашего Центра, мы тесно сотрудничаем с представителями различных конфессий: православной, католической, мусульманской. Через них привлекаем к участию в совместных мероприятиях членов этнокультурных центров области. Такие понятия, как нация и религия, разделять нельзя, поэтому роль этнокультурных объединений высока. Однако, думаю, что им нужно вести работу более планомерно, не ограничиваясь только единичными выступлениями, приуроченными к праздничным датам. Разумеется, такая работа должна оплачиваться, а не существовать на общественных началах, и тогда они будут более активно заниматься реальной деятельностью.

Валентина МАРЕНИНОВА

http://kostanayagro.kz/featured/gaziz-shajmerden-islam-religiya-ravenstva.html

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×