В чём ИСТОЧНИК доброты?
Рисунок Владимира Берёзкина
На что только не пойдут предприимчивые служители культа, чтобы привлечь в свои ряды новых последователей. И конечно, наиболее легкой добычей оказываются социально незащищенные слои населения – малообеспеченные граждане, инвалиды и пенсионеры.
Так и случилось в феврале этого года, когда прихожанка церкви «Источник жизни» Татьяна Срибняк развернула бурную деятельность по распространению этого вероучения в одном из общежитий Аркалыка. Примечательно, что сама последовательница проживает в Костанае. В южные регионы ее, по всей видимости, командировали с важной миссией, которую она и принялась исполнять, методично обрабатывая потенциальных адептов.
Как потом показали на суде свидетели, Срибняк решила добрыми делами добиться расположения жильцов, проживающих в общежитии. Она сделала косметический ремонт в одной из комнат пенсионеров, а также бесплатно раздавала постельное белье инвалидам. Расчет миссионерки был верен: даже дешевые строительные материалы, копеечные постельные принадлежности, которые едва выдержат несколько стирок, повлияли на расположение к ней пожилых жильцов. Конечно, обитатели общежития и подумать не могли, что действия Срибняк – заранее продуманный план, цель которого не оказание помощи нуждающимся, а распространение своего вероучения.
Пенсионерам добродетельная и заботливая женщина пришлась по нраву. А она, в свою очередь, войдя в доверие к жильцам, ненавязчиво за кружкой чая начала вести разговоры о своем вероучении. Конечно, аншлаг миссионерке был обеспечен, малообеспеченные люди с удовольствием слушали ее рассказы об организации, в которой царит мир, любовь и взаимовыручка. Дальше в ход пошла религиозная литература, которую Срибняк принялась раздавать всем заинтересовавшимся.
Проповеди за закрытыми дверями, возможно, продолжались бы и дальше, если бы не бдительность сотрудников общежития. Именно они и обратились в полицию.
Стоит сказать, что на суде обвиняемая свою вину не признала и объяснила внезапную доброту по отношению к незнакомым пенсионерам как простое человеческое участие. Проповедь в стенах общежития Срибняк назвала самым обычным разговором о жизни и отрицала всякое занятие миссионерской деятельностью.
Суд, однако, изучив материалы дела, посчитал иначе. Ведь по Закону «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» раздача любой религиозной литературы вне культового сооружения запрещена. Кроме того, вне закона и занятие миссионерской деятельностью без получения соответствующего разрешения в уполномоченном органе. Суд признал прихожанку церкви «Источник жизни» виновной в административном правонарушении с взысканием штрафа более 150 тысяч тенге.
Комментарий Прием «до» и «после»
Председатель ОФ «Ассоциация психологов Костанайской области» Юлия КАЛЮЖНАЯ: – Ситуация, когда последователи некоторых религиозных движений под ширмой благотворительности занимаются привлечением новых последователей, довольно распространенная. Не секрет, что именно такая категория, как социально незащищенные граждане, наиболее уязвима и легко попадается на крючок. В проповедях, которые преподносятся таким людям, обычно звучат обещания благополучной жизни, если человек станет прихожанином их объединения. В ходе проповедей приводятся примеры, когда человек не мог свести концы с концами, а после вступления в религиозное объединение сказочно разбогател. Этот прием «до» и «после» очень действенный, потому что вербуемому красочно рисуется картинка его будущей безоблачной жизни. Конечно, для многих людей идея о том, что все его проблемы будут решены вмиг, очень привлекательна.
Что касается «командирования» миссионера в другие регионы – это также распространенный прием. Прихожанам объясняют, что это наивысшая степень доверия к нему и большая честь. Кстати, иногда люди, отправляясь в качестве миссионеров в разные регионы, оставляют семью, работу, друзей. Полностью посвящают свою жизнь привлечению новых адептов. Иногда к такой работе привлекают, наоборот, пенсионеров, у которых много свободного времени. Так или иначе, подобную регламентацию личной жизни последователя религиозного движения иначе как добровольным рабством назвать нельзя. В итоге в выигрыше остается только верхушка – то есть руководители организаций, которые расширяют географию распространения своего движения, а значит, увеличивают свое влияние и власть.
Марина ВИКТОРОВА