Во что же верит «крестный отец» казахстанских радикалов
Этого убежденного радикала- исламиста, больше известного среди своих единомышленников как Шейх Халил, спецслужбы Казахстана пытались выловить и привлечь к ответственности долгих 11 лет. В нашей стране он обвинялся в возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.
Начнем с приговора
16 августа в Уральском городском суде состоялось оглашение приговора в отношении Абдухалила Абдужаббарова, известного под псевдонимом Шейх Халил и зарекомендовавшего себя идейным вдохновителем большинства терактов в Казахстане, совершенных за последние годы.
— Суд признал Абдухалила Абдужаббарова виновным в совершении преступления согласно статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды» и приговорил к восьми годам колонии общего режима. Его вина была полностью доказана показаниями свидетелей и результатами экспертизы его аудиолекций. Сам осужденный свою вину в суде не признал, — сказал журналистам после завершения процесса судья Руслан Жумагулов.
Адвокат Абдужаббарова после оглашения приговора заявил, что с ним не согласен и также считает, что вина не была доказана. В установленные законом сроки он, вероятно, обратится в суд с апелляционной жалобой.
Странная «вера»
43-летний уроженец Южно-Казахстанской области Абдухалил Абдужаббаров впервые начал проповедовать в Шымкенте, в Казахстанско-Кувейтском университете, еще в 2000 году. Сразу же после возвращения из Пакистана, где окончил Международный исламский университет. Судом доказано, что именно в этот момент у него стали проявляться радикальные религиозные взгляды.
С 2003 по 2006 год спецслужбы не раз замечали его в Уральске, Атырау и Актобе, где он пропагандировал нетрадиционное религиозное течение, так называемый «такфиризм». То, что оно опасно и неприемлемо для нашей страны, не раз заявляли общественные и политические деятели и теологи.
— Люди, которые стали такфиритами, начинают обвинять всех. Это не просто клевета. Они говорят, что имущество, деньги, бизнес человека неверующего, которого они обвинили в неверии, должны принадлежать именно такфиритам. Они могут даже убить тех людей, которые не приняли их идеологию, — рассказывает директор информационно-пропагандистского и реабилитационного центра «Акниет» Алим Шауметов.
— Я слушал много лекций и понял: обвинять в такфиризме можно всех, кто не читает намаз. Даже если это твои родители, — говорит один из бывших последователей Шейха Халила, в настоящий момент находящийся в заключении.
Уже после экстрадиции Абдухалила Абдужаббарова в Казахстан из Саудовской Аравии во время расследования его деятельности в Комитете национальной безопасности Казахстана сообщат, что: «…Деятельность псевдопроповедника способствовала созданию скрытых радикальных ячеек в Актобе, Атырау и Уральске. Некоторые его последователи участвовали в совершении террористических акций в нашей стране. Многие другие выехали в Афганистан и Сирию для вступления в отряды боевиков. Абдужаббаров с 2006 года пребывал в Саудовской Аравии, откуда продолжал попытки влиять на мусульман Казахстана и студентов, которые обучались за границей».
Дорога к дому…
На основании этого казахстанские спецслужбы долгие годы добивались экстрадиции Шейха Халила из ближневосточной страны. И заявления Комитета нацбезопасности РК оказались далеко не беспочвенными.
Ведь спустя девять лет жизни в Саудовской Аравии, где он работал библиотекарем при мечети, Абдужаббаров привлек внимание местных правоохранителей: он был уличен в контактах с террористическими организациями «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) и «Джабхат ан-Нусра». Это и стало в дальнейшем поводом для экстрадиции Абдужаббарова в Казахстан.
Однако сам процесс экстрадиции оказался довольно сложным и долгим. Как рассказал в своем интервью журналистам руководитель российского правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев, к которому за помощью семья Абдужаббарова обратилась в процессе экстрадиции, Шейх Халил был задержан властями Саудовской Аравии 20 декабря 2015 года. Вместе с ним арестовали еще пятерых казахстанских студентов — учащихся в Исламском университете Медины. В тюрьмах ближневосточной страны задержанные провели почти год. И только 12 октября Абдужаббаров, его жена и 10 детей (четыре мальчика и шесть девочек) были депортированы в Турцию.
Оказавшись в Стамбуле, семья наотрез отказалась возвращаться в Казахстан. Вероятно, Шейх Халил прекрасно понимал, какая встреча ему здесь уготована, и даже попросил у турецких властей убежища.
В стамбульском аэропорту семья провела больше месяца, но, так и не дождавшись положительного решения вопроса о предоставлении убежища, в ночь с 16 на 17 февраля под давлением полиции была выдворена из Стамбула.
— Семья была выслана в Дубай, откуда утром 18 февраля их вынудили вылететь в Казахстан, — отметил Пономарев. — По прилету в Алматы Абдужаббаров был взят под стражу.
К супруге псевдопроповедника у спецслужб претензий не было. Именно поэтому после всех положенных процедур вместе с детьми она уехала в Сайрамский район Южно-Казахстанской области, где, по последним данным, семья и проживает до сих пор.
Повинен. Доказано!
Следствие по делу псевдопроповедника Абдухалила Абдужаббарова продолжалось несколько месяцев. Сотрудниками спецслужб были опрошены сотни свидетелей, изучены десятки часов аудиозаписей проповедей задержанного и назначен целый ряд специфических экспертиз. Все это в последствии превратилось в десятки томов уголовного дела и было передано в суд для рассмотрения.
На судебном процессе Шейх Халил сразу же заявил, что свою вину не признает, и упорно настаивал на этом на протяжении всех заседаний. Он уверял, что придерживался традиционных канонов, прописанных в мазхабе (арабское — путь, направление, образ действия. — Прим. ред.) Абу Канифа (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе).
Однако у прокуратуры были совершенно другие данные. Свидетели обвинения, допрошенные в ходе суда, не раз указывали на Абдухалила Абдужаббарова как на человека, активно проповедовавшего идеи джихада в Казахстане. Именно на почве его лекций некоторые последователи затем совершали террористические акты в нашей стране.
— Абдужаббаров по прозвищу Шейх Халил призывал называть кафирами (неверный, безбожник, еретик. — Прим. ред.) тех мусульман, кто не читает намаз, и не покупать мясо у кафиров, а также призывал к джихаду, — сообщил прокурор в обвинительной речи во время первого судебного заседания.
Как отметили представители гособвинения, следствию удалось собрать факты того, что еще в начале 2000-х годов в Уральске и Атырау Абдужаббаров собирал верующих на съемных квартирах и проповедовал им радикальные идеи. После его лекций приверженцы идей Шейха Халила не только решались на совершение терактов в Казахстане, но и отправлялись в отряды боевиков в Афганистан, Ливию, Сирию, Ирак и другие страны.
— Все встречи он организовывал, соблюдая меры предосторожности. И сразу не показывал, что придерживается идей нетрадиционного ислама ваххабитского толка. Он использовал все свое ораторское мастерство, проповедуя уважение к родителям, призывая к помощи нуждающимся, рассказывая все правила чтения намаза, поэтому легко входил к людям в доверие, — говорит старший прокурор отдела прокуратуры Уральска Кайрат Даукенов.
Как показало время, деятельность псевдопроповедника стала, пожалуй, главным толчком к созданию в Актобе, Атырау и Уральске скрытых радикальных ячеек, члены которых позже участвовали в организации и проведении террористических атак в Казахстане. Даже покинув пределы страны, выехав в Саудовскую Аравию, Шейх Халил, по данным спецслужб, продолжал попытки влиять на казахстанских мусульман и студентов, которые получали образование за границей.
Я видел. Я знаю
По мнению специалистов и политологов, таким образом Абдужаббаров совершенно осознанно вводил в заблуждение своих так называемых учеников, прикрываясь исламом. Будучи последователем такфиризма, он давал положениям ислама свои, ложные трактовки.
— Такфириты, как и приверженцы других радикальных направлений ислама, пользуются незнанием. То есть они оперируют конкретными терминологическими аппаратами, например, «озорбиджахль», «тарико- саля»… Давая этим терминам собственные интерпретации, они обосновывают свою идеологию. Для них всегда так или иначе нужно было находить оправдания своим криминальным деяниям. Убил человека, украл и так далее — ты должен был оправдать чем- то. Тогда такфиритская идеология и оправдала их действия. В целом они используют ту же схему, которую использует любая секта, — объяснил директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров на встрече с представителем республиканского общественного объединения «Контртеррористический комитет».
Об этом неоднократно на процессе говорили и свидетели, которых по делу проходило более сотни. Несмотря на то, что их допрос в отличие от Абдужаббарова проходил в закрытом режиме (люди опасались возможной мести сподвижников псевдопророка), журналистам удалось поговорить с некоторыми из них. Многие сейчас отбывают наказание в местах лишения свободы.
— Я знал, что человек, с которым я встречался, скрывался от сотрудников Комитета национальной безопасности. Зачем скрывался, я не знал, а во время следствия узнал и полностью свою вину признал, — говорит заключенный Алтынбек Каратаганов.
— Собирался в Афганистан уехать, перед тем как меня задержали. Я в Бишкеке был. Границу пересек незаконно. Хотел в Афганистан поехать, в горячие точки. Нас собралось восемь человек примерно. Знакомились со всяким оружием, его видами, разбирали. Были видео-, аудиоматериалы. И книги электронные, — вспоминает еще один заключенный Ернур Ахатов.
Политологи и религиоведы отмечают, что все чаще под влиянием таких псевдопроповедников, как Абдухалил Абдужаббаров, люди, попавшие под их влияние и введенные в заблуждение, решаются не только на совершение терактов в нашей стране, но и готовы ехать воевать в горячие точки, где чаще всего становятся обыкновенным «пушечным мясом».
— Эти так называемые «интернетные шейхи» говорят: «Для тебя выход — это джихад»… То есть ты либо должен сделать хиджру — переселиться в эти страны, где идут боевые действия и сделать джихад, либо совершить джихад у себя — там, где живешь. То есть это последняя стадия, — поясняет Асылбек Избаиров.
— Мы встречаем молодых людей, которые получили первые уроки радикального ислама именно от Абдужаббарова. Он наставил их на неправильный путь, объяснил им ислам в искаженной форме. А им нужен был настоящий, традиционный ислам. Он сбил их с пути. То есть, можно сказать, погубил немало человеческих судеб, — считает директор информационно-пропагандистского и реабилитационного центра «Акниет» Алим Шауметов.
По статистике, из всей массы осужденных за терроризм и экстремизм большинство последователей такфиризма после разъяснений теологов отказываются от идеологии и осознают свое заблуждение. Но около 10 процентов — их предводители, или «амиры». Они убеждений не меняют.
— Когда прокурор просит применить к обвиняемому ту или иную меру наказания, он должен обращать внимание на смягчающие и отягчающие обстоятельства. К примеру, отсутствие у человека судимостей ранее или наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Это обстоятельства смягчающие, — говорит известный казахстанский адвокат Алма Мусина. — В этом случае прокурор обычно просит не более двух третей от максимально возможного срока наказания.
Напомним, отца десятерых несовершеннолетних детей Абдухалила Абдужаббарова обвиняли в возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды по части 3 статьи 164 УК РК в редакции 1997 года. Максимально возможный срок наказания по этой статье — 12 лет лишения свободы.
Искандер Гунтериев