27 летний житель г. Кокшетау осужден на 5 лет за разжигание религиозной розни
Экстремистские религиозные течения, с началом обретения независимости нашего государства, предпринимают попытки утвердиться в Казахстане. Не пользуясь поддержкой среди мусульман республики, они сделали акцент на обработку еще неокрепших умов молодежи, пользуясь современными методами пропаганды.
К сожалению, государство слишком поздно спохватилось, и сводки с поля боя приходят уже из залов судебных заседаний, тогда как идеологическая борьба должна проходить в обществе уже со школьной скамьи. Ведь проигравшими, при любом раскладе остаются наши граждане и, ставя на них ярлыки апологетов тех или иных течений, мы сами расписываемся в собственном бессилии в борьбе с экстремистской идеологией. Ведь, обладая иммунитетом от ее влияния, в лице сильного гражданского общества и грамотной государственной идеологической политики мы смогли бы уберечь молодежь, уезжающую за знаниями в зарубежные религиозные институты. Ведь риск того, что эти знания будут конфликтовать с видением Ислама, доставшимся нам от наших предков очень велик.
Одним из таких примеров является уроженец г. Атбасар Сейтжанов Нариман 1989 г.р, который 9 июня 2017 года, судом г. Кокшетау был приговорен к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, по статье 174 уголовного кодекса РК «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».
В 2007 году Нариман Сейтжанов выезжал на обучение в Саудовскую Аравию, где в период с 2007 по 2009 г.г посещал мечеть Аль-Харам и занимался изучением арабского языка. После чего поступил в Международный Исламский университет г. Медина, который закончил в 2014 году.
До апреля 2016 года был главным имамом мечети в г.Омск, но в настоящее время въезд на территорию Российской Федерации ему запрещен сроком на 25 лет, за деятельность направленную на раскол мусульманской уммы Омского региона.
На территории Казахстана молодой человек активно занимался миссионерской деятельность. Пропагандировал идеи нетрадиционных исламских течений, в результате чего, 1 ноября 2016 года специализированным межрайонным административным судом г.Астаны был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 490 КоАП РК. Однако должных выводов он для себя не сделал и продолжил свою деструктивную деятельность.
21 декабря 2016 года ДВД Акмолинской области назначено досудебное расследование, основанием которому послужили аудиолекции, размещенные в «Ютубе» под псевдонимом «Абу-Хафс», в которых прослеживаются признаки возбуждения религиозной розни. При помощи судебно-видеофонографической экспертизы, было установлено, что голос в данных аудиолекциях принадлежит Сейтжанову Нариману.
14 января Нариман Сейтжанов, пытаясь скрыться от следствия, выехал в Кыргызстан, откуда намеревался вылететь в Саудовскую Аравию, но был задержан местными правоохранительными органами и возвращен на территорию Казахстана, где был взят под стражу.
В ходе следствия, религиоведческая экспертиза (эксперт Марлен Муслимов) подтвердила, что аудиолекции, выложенные в «ютубе» под псевдонимом «Абу-Хафс», содержат религиозную проповедь нетрадиционного исламского направления. В ней, автор, комментирует книгу «6 основ» и призывает слушателей придерживаться, нетрадиционным религиозным течениям. Данное содержание противоречит Конституции и иным нормативно-правовым актам РК. Использование и распространение подобного материала на территории нашей страны преследуется по закону.
Так же, в содержании аудиолекций псевдопроповедника присутствует критика в отношении представителей традиционного для Казахстана ислама, ханафитского направления, согласно учениям, которого, необходимо чтить традиции предков. Он призывает слушателей не следовать учениям общеизвестных в исламе шариатских мазхабов, говорит о невежестве других мусульман, что они портят религию и выступают против Сунны.
Вот некоторые отрывки из аудиолекций псевдо- проповедника «Абу Хафса»:
« — и для тебя эти «Шесть основ», которые привел автор, смотря на положение, где он рос и видел положение мусульман, их невежество и против тех, кто портит религию, борется против Сунны, написал эти книги, одна из этих книг является «Шесть основ, так же написал он книгу Усуль-ас-саляса «Три основы».
« — Многие люди читают этот Коран и попадаю в ширк лишаясь таухида. Все это происходит потому, что эти люди следуют обычаям, на которых нашли своих предков и авторитетных людей. Доводом у них является то, что делали их предки, авторитетные люди и жители их местности. Их охватило слепое следование своим отцам и дедам. Они решили, что Коран читается только ради благодати и награды за чтение»
Согласно религиоведческой экспертизе, в данных высказываниях прослеживаются признаки религиозной розни, которая подразумевает под собой попытки создания конфликта, между гражданами различной религиозной принадлежности, сопровождаются утверждениями об исключительности, превосходстве представителей одной религиозной группы и неполноценности другой. Так же имеются предпосылки к религиозному экстремизму, который проявляется в нетерпимости к представителям иных конфессий или в жестоком противоборстве в рамках одной конфессии. Подобные слова, дискредитируют общеизвестные религиозно-правовые школы ислама утвердившиеся, в том числе и на территории нашей страны, а так же призывают игнорировать следование мазхабам. Утверждения, приведенные в аудиолекции не могут не оскорблять религиозные чувства верующих указанных мазхабов, которые преобладают в нашей стране и могут послужить поводом в разжигании внутрирелигиозной розни среди казахстанской уммы.
Помимо этого, автор открыто пропагандирует религиозную книгу «Три основы», которая с 2012 года запрещена на территории РК и признана экстремистской. Распространение либо пропаганда запрещенной религиозной литературы служит предметом посягательства на традиционные устои казахской культуры и оскорблением чувств мусульман Казахстана.
Для того чтобы понимать какую угрозу таят в себе проповеди подобного содержания, нужно учитывать что идеи, пропагандируемые деструктивными религиозными течениями, базируются на превозношении «чистого ислама». Своей основной задачей, они считают борьбу за очищение ислама от чуждых, с их точки зрения, различных примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.
Стоит отметить, что анализ списка жертв так называемого ИГИЛ, в рядах которого на территории Сирии воюют и наши соотечественники, показывает, что большинство из них последователи ислама.
Контекстуальный анализ аудиолекции с проповедями Наримана Сейтжанова под псевдонимом «Абу-Хафс», свидетельствует о наличии в их содержании высказываний негативно оценивающих иные религиозные течения, путем формирования и подкрепления их негативного стереотипа и образа жизни по признаку принадлежности к другим течениям в исламе. Соответственно, аудитория, на которую направленна данная лекция, принимая как истину слова псевдо-проповедника, может, проникнутся ненавистью к представителям указанных в ней религиозных течений, и вербовка кандидатов из их числа в зоны конфликта на Ближнем Востоке, в различные исламские радикальные группировки типа ИГИЛ остается лишь делом техники.
К тому же, радикальные деструктивные религиозные течения выступают за то, чтобы свергнуть нынешнее правительства и изменить суть государства. По их убеждению государство должно быть основано только на законе Аллаха. Коран для них это своего рода Конституция, а законы светских государств, придуманные человеком, не являются для них авторитетом. Теперь на секунду представьте, что будет в нашей стране, если хотя бы 30% населения будет придерживаться данной идеологии?
Ответ на вопрос, нужны ли в нашей стране псевдопроповедники подобного толка и примыкающие к ним последователи в лице молодых людей с еще неокрепшими умами, которых можно легко ввести в заблуждение в вопросах вероисповедания, кажется очевидным.
Не лишне напомнить что организаторы и исполнители террористических актов на территории нашей страны, начинали свой путь как раз таки с прослушиваний подобных лекций и идеологических бесед с псевдопроповедниками деструктивных религиозных течений.
В то же время не стоит забывать, что роль государственных институтов, в профилактической работе с молодежью одна из самых важных составляющих. В то время как с одной стороны правоохранительные органы по факту ведут идеологическую войну, с другой – у нас с каждым днем растет количество мечетей, православных и католических храмов, чьи методисты получают знания и рекомендации из-за рубежа. Тогда как большинство спортивных и культурно-развлекательных комплексов являются платными. Наглядный пример тому единственный Дом детского творчества в нашем городе, который работает в несколько смен. Число безработной молодежи не сокращается, а наоборот увеличивается. Многие из них уезжают за рубеж на заработки, в том числе и имеющие отличное образование и знания.
В этом вопросе, очевидно, что основная роль в формировании здорового общества, свободного от различных предрассудков, отводиться не только функции очищения от дестабилизирующих элементов, но и созданию в этом самом обществе иммунитета от чуждых ему идеологий, путем гармоничного развития уровня образования, общей культуры, моральных и этических ценностей, доступности и развитости социальной, культурной и спортивно-массовой инфраструктуры.
Науан НУРЛАН