Язычество — Тюркское неоязычество в Урало-Поволжье: учение и практика
Фирдус Фаткисламов
В г.Озёрск Челябинской области действует секта приверженцев тенгрианства (тюркского язычества). Сами адепты общины называют свою организацию «Белемлелэр» (на местных диалектах татарского и башкирского языков это слово означает «знающие»). Рекламу секты «Белемлелэр» («Знающие») рядом с рекламой откровенно русофобской газеты «Татар уян!» («Татарин, пробудись!») мы можем увидеть на сайте известного апологета тенгрианства Фирдуса Фатклисламова-Девбаша devbas.ru.
Среди тюркских неоязычников постсоветского пространства Фатклисламов более известен под своим «тенгрианским» именем «Девбаш» (тат.- «Большая голова»). Среди тенгрианцев он известен как «кам» («шаман тенгрианства»). Проживающий в Татарстане Фирдус Девбаш в родной республике известен также как руководитель Общества татаро-турецкой дружбы «Татарстан – Турция» [1].
Среди уральских мусульман тенгрианская секта «Белемлэлэр» известна именно как «фанаты Фирдуса Девбаша».
На сайте Девбаша в разделе «Письма читателей» мы видим письмо от некоего Ильдара Шакирова из г.Озёрска, который благодарит апологета тенгрианства за то, что его книга под названием «Татарские молитвы» помогла Шакирову и его единомышленникам «восстановить древние тенгрианские практики и ритуалы». Ильдар Шакиров – никто иной как переселившийся несколько лет назад в г.Озёрск из Екатеринбурга лидер секты «Белемлэлэр».
Напомним, что название этой разновидности неоязычества («тенгрианство») образовано от имени Тенгри (Тенри) — верховного божества неба у тюркских и монгольских народов. Адептами этого течения в Челябинской области в основном являются молодые татары и башкиры. Среди членов секты «Белемлэлэр» в данном уральском регионе также замечены 1 азербайджанец и 1 нагайбак (нагайбаки – это уральская группа кряшен, родственного татарам и башкирам православного тюркского народа).
В своё время (2008 -2011 гг.) лидер общины Ильдар Шакиров был известен как фанат и интернет-пропагандист фантастико-приключенческих произведений одного из популярных сетевых писателей, действующего под псевдонимом «Беркем Аль Атоми» [2]. Известно, что этот сетевой писатель живёт в г.Озёрске.
Беркем Аль Атоми известен как один из наиболее антизападных троллей рунета, выступающий в образе воинствующего антиамериканиста, сурового джигита-татарина, обличителя европейских ценностей. Настоящее имя этого писателя до сих пор неизвестно широким массам. Сам автор все эти годы категорически отказывался давать пояснения по поводу своей личности. Некоторые выдвигают версию, что «Беркем» – это житель Озёрска Ильдар Кашапов [3]. Другие считают, что под этим псевдонимом скрывается филолог из этого же города Асия Кашапова [4].
Неизвестно, имеет ли Беркем Аль Атоми прямое отношение к тенгрианской секте Озёрска, однако на учение данной секты большое влияние оказали статьи этого писателя, опубликованные на сайте berkem.ru, а также его книга «Другой Урал» (представляющая собой сборник эзотерических новелл).
Известно, что не так давно ваххабиты Екатеринбурга на одном из интернет-форумов обвиняли Беркема Аль Атоми в «мягкой пропаганде» доисламских верований тюркских народов в его книге «Другой Урал».
Тенгрианцы Озёрска не скрывают, что такое название своему сообщества («Белемлэлэр») они избрали именно под влиянием книги «Другой Урал». В этой книге в разделе «Примечания» читаем, что «белемле» (в множественном числе «белемлэлэр») — это «народное название «знающих», т. е. людей, передающих народную традицию изучения природы и человека».
Говоря об описываемой нами тенгрианской секте, следует иметь в виду, что членами данной религиозной организации являются жители разных населённых пунктов Челябинской области, но именно Озёрск является своеобразным духовным центром секты. Именно в живописных окрестностях Озёрска проводятся ритуалы, на которые съезжаются адепты из разных уголков региона. Поэтому среди тенгрианцев других регионов России члены секты «Белемлелэр» известны именно как «озёрские тенрианцы» или «тенгрианцы из Озёрска».
Для обсуждения своих мероприятий озёрские тенгрианцы долгое время использовали форум tertium-non-datur.info (ныне не существующий). В настоящее время для этих же целей используется закрытая группа в соцсети «В контакте».
По признанию самого Ильдара Шакирова, долгое время он считал себя мусульманином, поскольку ему казалось, что ислам и тенгрианство в голове одного человека вполне могут уживаться – к примеру, как буддизм и синтоизм в головах японцев. Ведь тот же культовый для тенгрианцев Челябинской области Беркем Аль Атоми на своём сайте когда-то утверждал, что «мусульманство – наиболее подходящая для России религия». В своё время этого сетевого писателя даже обвиняли в «пропаганде джихада и шариата» [3] – и это несмотря на то, что персонажи его произведений веруют в Тенгри, употребляют алкоголь и чуть ли не через запятую употребляют нецензурную брань (что с исламом, будем говорить честно, просто несовместимо). На своём сайте berkem.ru и на своей странице в сетевом журнале «Самиздат» Беркем Аль Атоми пишет с позиций российского патриота (хотя и весьма критически настроенного к нынешней российской власти), причём с использованием смеси нецензурной лексики и «олбанского» языка.
Однако упомянутый выше «шаман тенгрианства» Фирдус Девбаш, по признанию самого Ильдара Шакирова, оказал на формирование взглядов последнего гораздо большее влияние, чем Беркем Аль Атоми. По словам Шакирова, к мысли о том, что ислам с тенгрианством несовместимы он пришёл в 2011 году именно после прочтения книги Девбаша «Татарские молитвы», и написанной Девбашем же статьи «Ислам – он и в России ислам».
По рассказам самого Ильдара Шакирова, с Фирдусом Девбашем он познакомился несколько лет назад в Татарстане в лагере «Тан-батыр» («Богатырь Зари»), который каждый год устраивает для тюркских неоязычников Поволжья другой апологет тенгрианства – Рамай Юлдашев. В лагерь Юлдашева Девбаш тогда приехал в качестве одного из лекторов, а также с целью презентации своей книги (написанной на татарском языке) под названием «Мы рождены для счастья».
С тех пор лидер озёрских тенгрианцев старается в интернете отслеживать все публикации Девбаша.
«Татарский Дон Хуан» – так уважительно называют Фирдуса Девбаша Ильдар Шакиров и другие «знающие», тем самым недвусмысленно показывая, что идеолог тенгрианства из Татарстана для них является личностью равной Дону Хуану Матусу, шаману из индейского племени яки, описанному в книгах Карлоса Кастанеды.
Учение и практика озёрских «знающих» имеет свои особенности по сравнению с тенгрианскими сектами Татарстана и Крыма. На мифологию данного сообщества большое влияние оказали русский уральский фольклор и башкирская мифология, ведь Челябинская область является «контактной зоной» для двух тюркских этносов – татар и башкир. В мифологии и идеологии этого нового религиозного движения причудливым образом переплелись уральский фольклор, татарская и башкирская мифология, учение Фирдуса Девбаша и вкрапления из творчества Беркема Аль Атоми, а также элементы учения Карлоса Кастанеды.
Периодически «знающие» собираются в окрестностях Озёрска для проведения «камланий» и других ритуалов. Значительно реже сборы происходят в районе «священной горы» недалеко от границы Челябинской и Свердловской областей.
«Священной» эту гору объявил Шакиров, заявив, что в её недрах сокрыта «Золотая баба» — легендарный идол, предмет поклонения народов Урала и Северо-Западной Сибири. Шакиров также заявил, что «Золотая Баба» является олицетворением тюркской богини Умай, а также, что теперь эту гору следует называть «Золотой Бабой». Для обоснования своего заявления лидер тенгрианцев опирался на книгу Беркема Аль Атоми «Другой Урал», в которой утверждается что на Урале «есть горушка, вот она и есть Золотая Баба». Своим единоверцам Ильдар Шакиров также заявил, что ему «было видение от богини Умай», в результате которого он получил информацию о том, что данная гора и есть та самая «горушка», описанная в книге Аль Атоми. С тех пор в районе этой горы Шакиров и его соратники периодически собираются для проведения медитаций на образ богини Умай по методике Фирдуса Девбаша.
С 2011 года озёрские тенгрианцы совершают ежегодное паломничество в местечко Аркаим недалеко от Магнитогорска. Это древнее поселение известно как место паломничества славянских неоязычников (родноверов), рериховцев и прочих эзотериков со всей России, которые считают это место «прародиной арийской цивилизации», а некоторые из них считают Аркаим «древним центром зороастризма» и «местом рождения Заратуштры». В отличие от них, тенгрианцы считают Аркаим «древним тюркским городом», в котором находятся «руины тенгрианского храма». Аркаим они связывают с именем легендарного Урал-батыра из башкирской мифологии, сына уцелевших после Потопа последних людей старого мира — Янбирда и Янбике.
«Знающие» верят, что Урал-батыр является прародителем тюркских народов. В тоже время они верят, что все тюрки происходят от «небесных тюрков», как об этом пишет Фирдус Девбаш в своей книге «Мы рождены для счастья» (на стр.10).
Они верят, что к Урал-батыру можно обращаться с молитвой, подобно тому как христиане обращаются к святым. Они верят, что у Урала есть брат Шульган, которого Беркет Аль-Атоми в книге «Другой Урал» называет «олицетворение тьмы — или Той стороны».
Главной целью жизни каждый тенгрианец сообщества «Белемлэлэр» считает «получение песни от Тенри (Тенгри)». Чтобы понять – что это значит, нам придётся обратиться к книге Беркем Аль Атоми «Другой Урал», к разделу «Примечания»:
«Тенри дает песню — имеется в виду, что иногда Тенри… приоткрывает человека для знания, и человек начинает знать без обычной процедуры. Причем знание это «работает» только то время, какое нужно человеку для выполнения задачи, ради которой все и происходит; этакий «связанный кредит». Считается, что такой человек имеет знание, выходящее за рамки Следа (традиции, характерной для своего места), и вместо своего Зверя имеет в качестве начала Следа одну из четырех сил Тенри — Огонь, Ветер, Воду или Камень».
Однако если Тенри «не даёт песню», то «знание» адепты получают через «обычную процедуру». Эту процедуру, о которой упоминается в книге «Другой Урал», озёрские тенгрианцы называют «съесть сороку». Когда о подробностях этой процедуры их спрашивают их оппоненты из числа мусульман, «знающие» отвечают коротко: «Съесть сороку — это такая процедура, после которой ты будешь знать», не пускаясь в дальнейшие разъяснения. Если вопрос об этом им задают религиоведы, то они рассказывают, что речь идёт об аналоге процедуры, которая в учении Кастанеды описана как «превращение в птицу».
Сами адепты секты «Белемлэлэр» среди своих членов выделяют тех, кого называют «имцэ» и «курямцэ». Об этих категориях адептов читаем в книге «Другой Урал»: «Имцэ означает преимущественный медицинский уклон в «знании»; курямцэ — природный дар к прогностике».
Самого Ильдара Шакирова его соратники наградили титулом «багучы». Читаем в той же книге «Другой Урал»: «Багучы (тат., башк.) — человек, придерживающийся неортодоксальных взглядов на познание мира. Также так называют знахарей…». Сам Шакиров, отвечая на расспросы религиоведов обычно говорит, что «багучы» – это синоним слова «шаман».
Как и адепты большинства других религий, «знающие» верят, что мир вокруг людей полон невидимых существ нематериального плана. В частности, они верят, что вокруг живут «ия» (они же «эйе») – духи. Среди них они особо выделяют позаимствованных из башкирской мифологии «бире» – злых духов. «Ия», включая и «бире», упоминаются в книге Беркема Аль Атоми «Другой Урал». Следует отметить, что Фирдус Девбаш учит не просто верить в существование «ия», но и рекомендует почитать их: он утверждает, что если человек «не верит в ия и не почитает их, то они всегда готовы изловить его в каком-нибудь удобном для них месте и погубить» (книга «Татарские молитвы», стр.113).
Озёрские тенгрианцы ежегодно в своих жилищах проводят ритуал умилостивления домового, по методике описанной в книге Девбаша «Татарские молитвы». Они верят, что домовые обитают и в городских квартирах.
Единоверцы Шакирова верят, что особенностью Уральского региона (в отличие от других регионов России) является то, что его населяют «борынгылар» (тат. «древние»), описанные в книге «Другой Урал». Этих «борынгылар» (в ед.ч. – «борынгы») описываемые в данной статье тенгрианцы считают аналогом древних «видящих» из учения Карлоса Кастанеды. Также они считают, что наследуют традиции («Следу») этих древних уральских «видящих», которые продолжают существовать в нематериальных формах.
Для озёрских тенгрианцев характерен культ Полоза – гигантского змея, способного превращаться в человека. «На Урале почти все, кто бывает в по-настоящему глухих горных местах, уверены в бытии Полоза» – пишет Беркем Аль Атоми в своей книге «Другой Урал» об этом персонаже уральского фольклора. «Знающие» верят, что если правильно умилостивить Полоза, то он дарует если не богатство, то по крайней мере жизнь без нужды в достатке Ильдара Шакирова и его последователей от тенгрианцев других регионов отличает и положительное отношение к нецензурной лексике. «Только у нас матом можно не только обидеть, но и похвалить», – говорят «знающие» о себе. Они верят, что вовремя и в нужном месте употреблённые нецензурные слова способны не только «придать энергии» человеку, но и помочь победить врага. Эта черта роднит их с некоторыми течениями «русского родноверия». Однако в отличие от последних, тенгрианцы Челябинской области верят в широко распространённый миф о том, что нецензурную брань на Русь принесли золотоордынцы. «Знающие» считают, что для Золотой Орды нецензурные слова были словами из сакрального лексикона, словами для почитания Тенри. По всей видимости, сакрализация нецензурной лексики в сообществе озёрских тенгрианцев также является следствием влияния творчества Беркета Аль Атоми, в книгах которого обильно представлен русский мат. Однако Шакиров и его соратники используют не только русские, но и тюркские нецензурные слова (общие для местных диалектов татарского и башкирского языков).
Для секты «Белемлелэр» характерен культ Чингисхана, которого Беркет Аль Атоми считает основоположником российской государственности. Однако культ Чингисхана не является местной особенностью озёрских тенгрианцев, он характерен и для последователей Фирдуса Девбаша из других российских регионов. В своей книге «Татарские молитвы» Девбаш пишет о том, что почитание и прославление Чингисхана является нормой для татар (стр.20).
С последователями Девбаша из других регионов озёрских тенгрианцев роднит и культ турецкого политического деятеля Мустафы Кемаля Ататюрка, которого они считают «борцом с исламом». Они верят, что к Ататюрку нужно обращаться с молитвой, если собираешься совершить что-либо во благо тюркских народов.
«Дух такой великой личности как Ататюрк подобен богам», – пишет Фирдус Девбаш в своей книге «Мы рождены для счастья» (написанной в 2006 году на татарском языке), в главе «Какое счастье быть тюрком!» (стр.169). «Шаман тенгрианства» в этой главе пишет о Кемале Ататюрке: «Какое счастье быть тюрком!» — эти его золотые слова спасают тюркский род от исчезновения». В этой же главе своей книги глава общества татаро-турецкой дружбы «Татарстан – Турция» сообщает о том, что Мустафа Кемаль является отцом не только для турецкой нации, и поэтому более правильно называть его «отцом тюрков» (стр.169). Девбаш и его последователи считают, что Кемаль Ататюрк является «отцом» для всех тюркских народов.
Неудивительно, что эта глава из книги Девбаша воспроизведена озёрскими тенгрианцами и в изданной ими в 2014 году в Екатеринбурге брошюре под названием «Правда об исламе».
Необходимо отметить, что для озёрских тенгрианцев культовыми являются две книги: «Другой Урал» Беркема Аль Атоми и «Татарские молитвы» Фирдуса Девбаша (причём последняя – только в виде издания 2011 года; значительно меньшую по содержанию книгу «Татарские молитвы» изданную в 2009 году «знающие» не считают священной).
Когда 2 года назад в Озёрск приезжали «для обмена опытом» тенгрианцы из Татарстана и Крыма, то первоначально учение и практику секты «Белемлелэр» они восприняли как «искажение тенгрианства», главным образом из-за использования нецензурной лексики и того факта, что на ритуальную деятельность большое влияние оказали творчество Беркета Аль Атоми и местный уральский фольклор. Между озёрскими тенгрианцами и их дорогими гостями даже возникло некоторое непонимание. Однако в итоге гости посчитали, что учение и практика озёрских тенгрианцев является «допустимой» версией тенгрианства, и на все «отклонения» можно закрыть глаза. Основанием для того вывода послужили следующие факты: для «знающих» характерны роднящие их с тенгрианцами других регионов культ богини Умай, культ Чингисхана и культ Ататюрка, и главное – в качестве своего духовного наставника они признают Фирдуса Девбаша (и не считают таковым Беркета Аль Атоми, хотя и относятся к его книге «Другой Урал» как к сакральному произведению).
Именно под влиянием публикаций «татарского дона Хуана» Фирдуса Девбаша тенгрианцы Челябинской области стали заниматься антиисламской пропагандой.
В начале 2014 года они издали брошюру под названием «Правда об исламе».
В качестве эпиграфа на первой странице брошюры мы видим фрагмент из книги Беркема Аль Атоми «Каратель»:
«Знание и незнание не главное. Главное — сердце, оно сильнее всего в мире, потому что больше мира; даже сам Тенри только часть сердца любого, самого жалкого и слабого человека…».
Однако данная брошюра представляет собой сборник опубликованных ранее в интернете статей Фирдуса Девбаша, посвященных «разоблачению ислама», а также содержит переведённые на русский язык фрагменты из его книги «Мы рождены для счастья».
В частности, в данной брошюре мы видим опубликованные впервые ещё в 2011 году статьи Девбаша: «Ислам – он и в России ислам», «Ислам – локомотив русской революции», «Российский ислам на развилке истории», «Исчезнет ли египетская цивилизация».
Обложку брошюры украшает коллаж, позаимствованный из газеты «Аргументы недели» (в которой была опубликована статья Девбаша «Российский ислам на развилке истории»): фотография Бен Ладена на фоне главной казанской мечети «Кул-Шариф».
В представленной в данной брошюре статье «Ислам – локомотив русской революции» Девбаш даёт вероятностный прогноз: Путин может оказаться жертвой мусульманских радикалов, разделив печальную участь Каддафи, поскольку (как считает апологет тенгрианства) «в исламе нет места российскому государству, впрочем, как и казахскому или турецкому, так как он признает лишь правление по законам шариата». «Если не изменить ситуацию в корне, то серьезные проблемы с исламом, подобные тем, с которыми Россия столкнулась на Северном Кавказе, возможны и в Центральной России», – бьёт в набат Девбаш. Как пишет в этой статье апологет тенгрианства, Путин пытался воздействовать на мусульманское сообщество России «и кнутом, и пряником», однако всё это (по мнению Девбаша) окончилось «безрезультатно», результатом чего мы видим, что «пожар войны перекинулся из Чечни на другие республики Северного Кавказа».
В своей статье «Ислам – он и в России ислам» Фирдус Девбаш пишет о том, что в ранних сурах Корана «ощущается более мягкое и гуманное отношение к людям другой веры, «неверным». По его мнению, «поздние суры явно и жестко бескомпромиссны. Как считает Девбаш, «эти жесткие положения до сих пор неизвестны абсолютному большинству людей, но они становятся наряду с другими положениями руководством к действию для тех, кто решает посвятить себя исламу». В этой же статье апологет тенгрианства пишет: «Между исламом умеренным и радикальным нет глубокой пропасти. Точнее, деление это весьма условное, в действительности… есть только один ислам – коранический».
Опираясь на статью «Ислам – он и в России ислам», адепты секты Шакирова утверждают, что российский «традиционный», или «туземный» (по терминологии Девбаша) ислам – это «изобретение» времён Екатерины II, которое в наши дни просто «не работает». Ведь в наши дни (как считают Шакиров и его единомышленники) любой молодой человек, заинтересовавшийся исламом, рано или поздно через Интернет знакомится с радикальными версиями этой религии и превращается в ваххабита (исламского радикала).
В своих дискуссиях с теми татарами и башкирами, которые считают себя мусульманами, тенгрианцы из секты Шакирова любят цитировать следующий фрагмент из статьи «Ислам – он и в России ислам»:
«Традиционный или местный ислам – это изобретение времен императрицы Екатерины II. В XVIII веке это изобретение работало, так как тогда население России знало лишь тот ислам, который преподносили ему чиновники в чалмах. Никаких других источников информации тогда просто не было, даже новости люди узнавали лишь в храмах. Например, газеты как массовое явление появились лишь в начале XX столетия. В век интернета трюк с местным, туземным исламом уже не удается. Как только молодые люди начинают сами читать Коран и хадисы, они перестают слушать авторитетов традиционного ислама…Мусульманские священники, близкие к власти, по инерции продолжают уверять нас, что контролируют ситуацию, что сдерживают распространение нетрадиционных взглядов. Однако возможно ли это? Ведь в делах духовных главное – это слово, информация, и ограничить движение информации в эпоху интернета невозможно в принципе».
Цитируя эти и другие публикации, активисты тенгрианской общины стараются подводить свою целевую аудиторию (татарскую и башкирскую молодёжь) к мыслям о преимуществах тенгрианства перед исламом.
Однако Шакиров и его соратники занимаются не только антиисламской пропагандой. Среди молодёжи они активно распространяют книгу Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» (издана в 2011 году).
Россию в этой книге Девбаш называет «тюрьмой народов» (стр.63 изданной в 2011 году книги «Татарские молитвы»), и утверждает что «татар в России немало притесняли» (стр.71 этой же книги). На стр. 61. Девбаш обвиняет дореволюционное российское государство в борьбе с татарами, и в том, что якобы в царской России отвергали принцип национальной терпимости. На этой же странице Девбаш утверждает, что в императорской России был нарушен «симбиоз» двух (на его взгляд) государствообразующих этносов – русских и татар, и в результате этого эти народы якобы были противопоставлены друг другу.
Вообще, необходимо отметить, что даже среди сотрудников Института истории Академии наук Татарстана (привыкших конструировать мифы типа мифа о «тысячелетии Казани») Девбаш имеет репутацию фальсификатора истории, пишущего в жанре «фолк-хистори». Такую репутацию он получил именно «благодаря» «историческим» разделам книги «Татарские молитвы», в которой полно откровенных ляпов.
На стр.62 своей книги Девбаш ложно обвиняет русских белогвардейцев в том, что они во время гражданской войны якобы насильственно крестили жителей татарских и башкирских сёл (при этом не считает нужным сослаться на какие-либо исторические документы или иные источники). На той же стр.62 данной книги он утверждает что «народы империи, доведенные до отчаяния» поддержали в 1917 году государственный переворот якобы потому, что революционеры якобы «обещали возродить уже забытые традиции Чингисхана». И это – лишь некоторые ляпы из книги Девбаша.
Как мы видим, в этой книге фактически пропагандируется русофобия и активно разжигается межнациональная рознь, и это – не считая выпадов в адрес Русской Православной Церкви. В книге «Татарские молитвы» автор (на стр. 14) критикует христианство за практику отпущения грехов. «Приверженец тенгрианства считает, что это абсолютно бесполезно», – пишет Девбаш. Православных монахов Девбаш критикует за «стальной догматизм» (стр.5).
Неудивительно, что адепты секты Ильдара Шакирова пытаются обратить в свою веру и молодых кряшен-нагайбаков (многие из которых по традиции считают себя православными, даже не ведя церковной жизни). Известно, что в дискуссиях с кряшенами озёрские тенгрианцы пытаются показать православие как «религию слабых», пытаясь убедить оппонентов в преимуществах своей версии тенгрианства.
Тем не менее, православие уральские тенгрианцы считают «меньшим злом» по сравнению с исламом.
Справедливости ради необходимо сказать, что в книге Фирдуса Девбаша «Татарские молитвы» гораздо больше выпадов в адрес ислама, чем в адрес христианства. Девбаш проповедуют идею о том, что ислам является именно религией арабов, «чуждой» для тюркских народов, которые для «арабского бога» являются «пасынками». Так, Девбаш пишет: «Коран послан людям на арабском языке. Прекрасную религию ислам создали арабы. Поэтому именно они – любимые дети Аллаха. Как ребёнок в трудную минуту обращается к своим родителям, так и татары обращаются к небесам, к своему Тенгри. Конечно, можно попросить помощь и у отца соседского мальчика, и он наверняка поможет. Но все же он решит прежде проблемы своего сына и лишь затем окажет помощь чужому. Будет ли правильно, игнорируя своего отца, обращаться к соседу?» («Татарские молитвы», стр. 11).
В этой же книге Девбаш выдвигает идею о том, что «арабский бог» просто не в состоянии услышать молитву каждого мусульманина, вследствие того что Аллах – один, а тех кто обращается к нему с молитвами – слишком много, и все эти верующие не имеют в «небесной канцелярии» никаких заступников кто мог бы замолвить слово за них перед Аллахом.
Преимущества же тенгрианства Девбаш видит в следующем: «В тенгрианстве есть культ предков. Этот культ основан на вере в силу духов. Души добрых порядочных людей после их смерти возносятся на небеса и становятся могущественными духами, божествами. Духи предков помогают живущим на земле потомкам. Они вхожи к богам и доводят до них просьбы живых. Поэтому велика вероятность того, что молитва с земли дойдёт до адресата в небесах. Молитва будет услышана богами и даже самим Тенгри, так как у каждого молящегося есть свои божества в небесной канцелярии» («Татарские молитвы», стр. 12 – 13).
Вот ещё один показательный фрагмент из книги «Татарские молитвы»: «Есть ещё один важный момент…При чтении арабской молитвы человеком, не владеющим языком Корана, велика опасность допущения ошибок. Не понимая языка, вместо здоровья можно попросить гибель…Мулла читает совершенно непонятную прихожанам молитву. Где гарантия того, что вместо благих пожеланий не звучат по ошибке проклятия? Ведь очень часто стоит лишь изменить ударение в том или ином слове, как резко меняется её смысл.» (стр. 8).
Известно, что в Челябинске некоторые русские националисты из числа активистов движения «Русские пробежки за здоровый образ жизни» считают деятельность озёрских последователей Фирдуса Девбаша даже полезной для государства и общества – в связи с тем, что тенгрианская секта занимается антиисламской пропагандой среди татарской и башкирской молодёжи региона.
В заключение данной статьи уместно привести слова, сказанные автору данной публикации одним чиновником из соседней Башкирии:
«Эти ребята-тенгрианцы не более опасны, чем реконструкторы-индеанисты которые собираются в лесу переодевшись в индейцев. Конечно, то во что верят эти тенгрианцы – это бред шизофреника. Но надо понимать: тенгрианство это меньшее зло по сравнению с ваххабизмом. Уж лучше пусть тенгрианцами будут, чем ваххабитами. Будь моя воля – я бы тенгрианцев даже поддерживал, государственные гранты им выделял бы даже. Посмотрите как в соседнем Татарстане власти доигрались с «исламизацией» – там уже ваххабиты организуют лаборатории, в которых «пояса шахидов» изготавливают. То, что тенгрианцы собираются для «камланий» и для почитания Тенгри и других богов – не несёт для общества никакой опасности, в отличие от сборищ исламистов которые собираются, чтобы изготавливать «пояса шахида».
Примечания
1. В Азнакаево побывала делегация предпринимателей из Турции в сопровождении председателя правления республиканского общества дружбы Татарстан-Турция Фирдуса Фатклисламова. 02.10.2012. http://www.aznakaevo-rt.ru/ru/news/item/2960-v-aznakaevo-pobyivala-delegatsiya-predprinimateley-iz-turtsii.html
2. Страница Беркема Аль Атоми в сетевом журнале «Самиздат» http://zhurnal.lib.ru/b/berkem_a_a.
3. Пропаганда экстремизма в сети. Сообщение на форуме «Православие и мир». 25.03.2010. http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=6041.
4. Беркем аль Атоми, дословно — «Никто Атомный». Настоящее имя Асия Кашапова — филолог из города Озерска. http://fantlab.ru/autor5687.
Агентство Политических Новостей, 14.08.2014
http://www.apn.ru