ЭКСПЕРТ: КАК РАСПОЗНАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ДЕСТРУКТИВНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ТЕЧЕНИЯ
В наше время термин «деструктивные религиозные течения», или ДРТ, знаком многим, однако до сих пор не каждый понимает, что есть истинная религия, а что – ложная. Зачастую жертвами таких течений становятся незнающие об исламе люди, социально-уязвимые слои населения, а подавляющее большинство — это школьники и студенты.
Именно поэтому начинать религиозное воспитание необходимо как можно раньше. О том, как необходимо прививать духовность и религию детям, как не попасться в ловушку к ваххабитам, и почему духовная деградация поглотила наше общество, корреспонденту BNews.kz рассказал директор центра реабилитации по вопросам религий «Шанырак» в Алматы Мирхат Мадияров.»
В наше время термин «деструктивные религиозные течения», или ДРТ, знаком многим, однако до сих пор не каждый понимает, что есть истинная религия, а что – ложная. Зачастую жертвами таких течений становятся незнающие об исламе люди, социально-уязвимые слои населения, а подавляющее большинство — это школьники и студенты. Именно поэтому начинать религиозное…»
Раньше детей с малых лет воспитывали в медресе. Наш великий Абай получил образование в медресе, Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Тынышпаев и многие другие. И таких проблем не существовало априори. Сейчас времена изменились. Что такое общество? Это организм, где деструктивные религиозные течения, культурная революция несут за собой грязь. Все это смешалось. Нам необходимо ставить фильтр еще там, в начале — в младших классах, в семье — говорит Мирхат Мадияров.
По его словам, на сегодня 90% школьников не имеют представления об исламе и поэтому легко подвергаются вербовке приверженцев нетрадиционных религиозных течений. Кроме того, зачастую казахстанские дети получают информацию о неправильном исламе от своих сверстников.
Наши заблудшие братья из деструктивных религиозных течений так же с малых лет обучают своих детей читать намаз и по-своему трактовать Коран, и те слепо следуют. Такой ребенок, поговорив с маленькими детьми в школе, со своими сверстниками, в два счета может превратить их в таких же последователей. Мы ведь не можем ходить в младшие классы и проповедовать религию, со старшеклассниками еле успеваем. А работа должна начинаться еще с детского сада — считает Мадияров.
Между тем, все большее влияние представители таких направлений оказывают через излюбленное для подростков и молодежи место — Интернет.
Если ввести в социальных сетях определенные слова, то сразу мы попадем на их страницы. Именно через такие группы представители нетрадиционного ислама вербуют наших детей, ведут с ними переписку — говорит теолог.
Как ни парадоксально, но представители ДРТ — это не омытые стереотипами мужчины с бородой и надевшие хиджаб женщины. Мирхат Мадияров уверен, это лишь атрибуты, которые никогда не дадут понять, что на самом деле творится в голове у людей. На сегодня в Алатауском районе — здесь и расположен центр Шанырак насчитывается 14 мечетей. Казалось бы, просочиться адептам ДРТ нет возможности, однако именно в этом месте сосредоточено наибольшее количество последователей нетрадиционного течения ислама.
Поэтому сейчас я вижу, что здесь школьники больше ходят в мечеть и, соответственно, происходит духовное оздоровление. Как раз они будут противостоять тем, кто слушает зарубежных шейхов — говорит Мирхат Мадияров. Если раньше вербовка шла при прямом взаимодействии с человеком, то сейчас, с появлением глобальной сети, этого практически не стало, однако в мечетях риск попасть в их ряды остается.
Если человек ходит в мечеть, то это не означает, что они ходят к имаму. Такие люди общаются между собой и могут друг друга поддерживать, привлекать в свои ряды. В том числе, и людей в погонах, и представителей власти, и спортсменов. И они будут стараться таких людей, кто способен за собой повести, не отпускать — отмечает Мирхат Мадияров.
По словам Мадиярова, представители ДРТ напрочь отрицают традиции, более того, отрицают свою национальную принадлежность, считая себя лишь мусульманами.
Они подобны палке без корней, которую можно выбросить. А чем отличается дерево? Корнями. Эти корни и есть наши традиции. Чтобы наши дети это понимали и не сворачивали на неправедный путь, нужно с детства прививать им это и проводить религиозные беседы — добавляет специалист.
Как распознать представителя ДРТ:
— Человек стал замкнутым или задумчивым;
— Человек перестал ходить на работу, общаться с привычным кругом людей;
— Употребляет в обращении ахи, ухти (брат; сестра на араб. прим.ред);
— Чрезмерно много употребляет слова Астагфируллах, Альхамдуллиллях, Аллаху акбар, ИншаАллах;
— Не посещает кафе, рестораны, свадьбы, юбилеи (считая их харамом, то есть запретом);
— Неправильно читает намаз (положение ног, рук); — Не смотрит телевизор, отрицает музыку;
— В мобильном телефоне и в автомобиле прокручивает хадисы;
— Считает грехом фотографироваться.
О работе центра Шанырак
Центр реабилитации, профилактики и консультации был открыт относительно недавно в конце прошлого года. Всего по городу три филиала. Один здесь, в микрорайоне Шанырак при мечети Бекет Ата, другой — в центре города «Иман и гуль» и третий филиал — в районе Тастака. Ранее подобную работу проводили в мечетях города. Мы приглашаем людей, показываем презентации, устраиваем лекции, поднимаем проблемы. В первую очередь, нужно разбудить общество и приобщить их к религиозной грамотности — говорит Мирхат Мадияров.
Работники центра занимаются защитой представителей разных профессий: учителей, военных, полицейских, медиков, студентов и школьников, рассказывая им об основах так называемого правильного ислама, ведь знание человека о религии его главное оружие перед нетрадиционными течениями, считает Мирхат Мадияров.
В прошлом году КНБ были арестованы 34 представителя крайне радикальных течений, 14 из которых оказались алматинцами. Все они ребята от 16 до 26 лет. Теологам центра Шанырак удалось вернуть в традиционное течение ислама 13 человек.
Мирхат Мадияров убежден, чтобы правильно воспитать наше будущее поколение, нельзя обойтись без духовности и нравственности, чего с каждым годом наблюдается все меньше. У нас нет цельной программы. Сейчас в моих планах написать подобную программу по внедрению религиозного воспитания и предложить ее на государственном уровне — подытожил Мирхат Мадияров.