Школы радикалов: как религиозный экстремизм угрожает казахстанцам

И почему в разных странах в «экстремалы» уходят представители примерно одинаковых социальных групп

Утром 17 мая 2011 в здание КНБ Актобе в поясе шахида зашел первый казахский смертник, 25-летний Рахимжан Махатов. По счастливой случайности погиб лишь он сам. Власти поначалу отрицали, что это теракт (тогда официальная идеология строилась на тезисе, что таковых в Казахстане быть не может ввиду экономической и политической стабильности), назвав Махатова членом ОПГ, который решил таким образом «уйти от уголовной ответственности». Неуклюжая формулировка мало кого обманула. И действительно, позже выяснилось, что Махатов был членом религиозной общины, получал литературу и видеоматериалы с российского Северного Кавказа, а на самоподрыв пошел через несколько дней после того, как органы госбезопасности взяли с него подписку о невыезде. В декабре того же года было осуждено 12 членов общины, среди которых дядя Махатова – Есет Макауов. Суд был закрытым.

После этого в 2011–2012, согласно официальной информации, было совершено еще 11 «насильственных акций экстремистского характера». С 2013 по 2016, по данным Антитеррористического центра, на стадии подготовки было предотвращено 27 терактов (в 2013 – восемь, 2014 – три, 2015 – четыре, 2016 – 12), не допущен выезд в «зоны террористической активности» 546 казахстанцев, 79 граждан вернулось из таких зон, 34 из них привлечены к уголовной ответственности. Ужесточено антитеррористическое законодательство.

Однако спустя пять лет после первого случая в том же Актобе уже девять джихадистов совершают нападение на оружейные магазины и воинскую часть. При этом город сутки находится в полном информационном вакууме ввиду отключения интернета, а суд над преступниками и теми, кто не донес о готовящемся теракте, вновь проходит в закрытом режиме (журналистов запустили в комнату для СМИ, но звук там отключили).

Результаты немногочисленных отечественных исследований казахстанского терроризма засекречены; в частности, работа экс-директора КИСИ Ерлана Карина, по которой написана книга «Солдаты Халифата», никогда не была опубликована полностью. То есть, по сути, борьба с религиозным экстремизмом считается у нас прерогативой силовиков. Власти больше рассчитывают на ужесточение законодательства и регулирование деятельности религиозных организаций, чем на содействие гражданского общества. В этом смысле казахстанский антитеррор напоминает таджикский, где, по словам представителя международной организации «International Alert Таджикистан» Парвиза Муллоджонова, в рамках борьбы с радикализмом МВД недавно насильно обрило 14 тыс. человек, и российский, где перманентная война с религиозным экстремизмом идет без заметного успеха с прошлого века: например, в Дагестане режим контртеррористической операции объявляется по нескольку раз в год. Кстати, по данным таджикского эксперта, 85% его соотечественников – членов ИГИЛ были завербованы в РФ.

Радикализация или исламизация?

Французский институт исследований Центральной Азии (IFEAC) провел в Алматы совместно с Французским институтом (IF) и Институтом Сорбонна-Казахстан круглый стол «Восприятие и социальное решение угроз исламистской радикализации в Центральной Азии, России и Европе: обмен опытом».

— Терроризм коснулся всех: молодых и старых, мужчин и женщин, верующих и атеистов. Его называют исламским, но при этом большинство жертв терактов последних лет – мусульмане, – утверждает директор IFEAC Катрин Пужоль. Глава Миссии по религиозным вопросам при французском МИДе Мари Дюмулен замечает, что ее страна уже сталкивалась с исламским терроризмом в 1990-е, когда шла гражданская война в Алжире, однако нынешняя ситуация отличается от той коренным образом, и не только по масштабам. Во-первых, террористы стали значительно моложе, во-вторых, обладают довольно низким уровнем религиозных знаний и религиозности вообще. Многие, до того как влиться в террористические организации, не только не ходили в мечеть, но и не молились. Появилось много женщин-террористок. Так, среди уехавших в Сирию и присоединившихся к ИГИЛ (таких спецслужбы Франции насчитали около 700 человек) 20–25% – новообращенные, примерно 40% – женщины. Из около 16 тыс. так называемых радикализирующихся (пока не участвовавших в активных действиях) четверть считается опасной и наблюдается службами безопасности. Новообращенных среди них – 35%, женщин – 27%. В исследовательских кругах дебаты идут в основном вокруг двух тезисов. Одни считают, что происходящее является следствием идейной радикализации ислама, то есть развития в нем фундаменталистских нетрадиционных течений, и приверженность салафизму – первый этап на пути к джихадизму.

— Их критики ссылаются на работы ученых, которые изучали салафизм во Франции и пришли к выводу, что не существует прямой связи между ним и насилием. В основном салафиты живут вне общества, по своим правилам, но не стремятся менять политический строй страны, – утверждает Дюмулен.

Приверженцы другого тезиса исходят из поколенческого фактора.

— Это можно сравнить с терроризмом крайне левых группировок в Италии и Германии 1970-х или с движением анархистов в России конца XIX века. То есть в данном поколении по разным причинам существует спрос на радикальные идеи, а сейчас главным радикальным идеологическим предложением является джихадизм, – поясняет Дюмулен.

По сути, основной вопрос сегодня: это радикализация ислама или исламизация радикалов? От ответа на него зависят и способы борьбы.

— Нужно ли начинать с реформы институтов ислама или же относиться к войне с радикализмом так же, как и к предыдущим, – строго наказывать террористов, а тем, кто еще не прибегнул к насилию, предложить альтернативу? – расшифровывает Дюмулен. Ответа пока нет, и французские власти исходят из обоих тезисов. С 2014 существует государственный план по борьбе с радикализацией, который включает в себя как аспекты работы органов безопасности, так и альтернативные меры, например развитие научных исследований.

При этом французы считают особенно важным соблюдать принципы правового государства, в том числе презумпцию невиновности и свободу совести. Например, недопустимо заставлять человека, который не совершил никаких правонарушений, пройти курс дерадикализации, чтобы он отказался от своих религиозных или политических убеждений. Самые бурные споры в обществе вызвало создание во Франции экспериментального центра для интеграции радикалов. Опыт оказался неудачным. Местное население сильно беспокоилось, и потому одним из критериев попадания туда было отсутствие судимости. Кроме того, участие должно было быть исключительно добровольным. В итоге набралось всего 10 воспитанников, но и они ушли, центр закрылся.

— Без четкого определения того, чего мы хотим – изменить мировоззрение радикалов или противодействовать применению ими насилия, – разработать эффективную политику невозможно, – резюмирует Дюмулен.

Руководитель магистрантской программы «Безопасность в Европе» Страсбургского университета Алексис Ваяс считает, что в дерадикализацию террористов в Европе верит все меньше людей:

— Вы не можете бороться с терроризмом с помощью уголовных законов, у вас должны быть военные средства. Премьер-министр Мануэль Вальс после террористических атак в Париже сказал, что Франция находится в состоянии войны. Когда у вас такой настрой, вы не думаете о дружбе.

Впрочем, в различных странах ЕС уровень проникновения экстремизма разный, и ситуация в Греции, например, не похожа на обстановку в Бельгии. Радикализация же, по мнению эксперта, основывается на трех элементах: недостаток перспектив, ненависть к Западу и свободный контакт с джихадистами.

Группа риска

В Казахстане тоже была принята Госпрограмма по противодействию религиозному экстремизму на 2013–2017 (недавно переработана и продлена до 2020).

Политолог Булат Ауелбаев полагает, что она не достигла целей ввиду их заведомой нереалистичности:

— Принималась программа в 2013, когда доллар стоил 153 тенге, баррель нефти – $100 и выше, то есть социально-экономическая ситуация в Казахстане была благоприятной. Тогда намечалось, что к 2017 население страны, в том числе молодежь, склонная к радикальной идеологии, будут охвачены комплексной профилактической работой, в результате чего будет сформировано сознание, не приемлющее терроризма. Другие индикаторы: предотвращение не менее 95–100% терактов и 100-процентная готовность к ним населения. На это было выделено 103,176 млрд тенге, то есть больше $60 млн по додевальвационному курсу. При этом, по словам эксперта, мероприятия в основном сводятся к конференциям и публикациям в СМИ. Социальный портрет террориста (безработный мужчина 28 лет, образование среднее, специального религиозного образования не имеет, женат, несколько детей) был создан еще в 2003, когда Казахстан не сталкивался по-настоящему с этим явлением.

— Пять лет шла программа, а портрет не изменился, хотя среди террористов есть теперь и бизнесмены, и студенты престижных вузов, – резюмирует Ауелбаев. В новом варианте предусмотрена стимуляция исследовательской работы, однако меры по дерадикализации «групп риска» заключаются лишь в агитации и пропаганде. Официальный мониторинг по предыдущей программе бодро рапортует, что в 2016 «склонены к лояльному отношению к ценностям казахстанского общества 70 лидеров и активистов салафитских общин, 2330 рядовых сторонников салафизма. Разубеждены и переведены на умеренные позиции 165 приверженцев джихадистской идеологии, из них 97 – в учреждениях УИС». Правда, о механизмах «склонения» умалчивается. Да и сложно сказать, как долго продержится умеренность, приобретенная в стенах уголовно-исправительной системы, если приверженцы нетрадиционных течений регулярно сталкиваются с дискриминацией и неприязнью на всех уровнях, в том числе и при трудоустройстве. Так, жена первого казахского смертника Мейрамгуль Сатаева говорит, что ей с тремя малолетними детьми помощь с жильем и едой оказали лишь единоверцы.

Недавно Жанаозенский городской суд оштрафовал четырех горожан на 50 МРП (113,5 тыс. тенге), произнесших после молитвы слово «аминь», за «воспрепятствование законной религиозной деятельности». Дело в том, что ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана) приняло правила, согласно одному из которых «аминь» должно произноситься про себя. Почему за соблюдением религиозных традиций следит светский суд, непонятно; снижение радикализации верующих таким путем представляется сомнительным.

По данным научно-исследовательского центра «Молодежь» за 2016, 80% опрошенных в Казахстане молодых людей назвали себя верующими. 76,1% из них – мусульмане. Наиболее религиозно активны подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

По словам доцента кафедры международных отношений Института Сорбонна-Казахстан Жомарта Симтикова, молодежь является главным фактором быстрого роста религиозной активности и развития духовных практик, причем в основном та, которая слабо социализирована в части образования и трудоустройства. Религия воспринимается как заменитель государственной идеологии и механизм снятия социальных стрессов.

Сирийские университеты

Как уже говорилось, в целом казахстанский подход в противодействии терроризму похож на таджикский и российский – максимально жесткое отношение к религиозным группам, считающимся источником экстремизма. В Дагестане, например, откуда получал видеоматериалы актюбинский смертник, салафизм запрещен официально, и сейчас этот запрет муфтият пытается вывести на федеральный уровень. Препятствует этому, по словам редактора сайта Ислам.ру Галины Хизриевой, «либеральное лобби».

— С 2000 по 2010 у нас были попытки создать комиссию по адаптации, но, так же как во Франции, эксперимент не удался, в том числе в связи со второй чеченской войной. Все закончилось убийством 60 улемов Дагестана, и суфийская община отказалась от всяческого сотрудничества с салафитами. Государство не понимает, что для людей с суфийскими традициями невозможен диалог с салафитами и ваххабитами, потому что те пришли убивать, и это прописано во всех их документах, – утверждает она. Между тем дагестанский муфтият обучает своих служителей в университетах Сирии.

— Нам интересен их опыт в разоблачении деструктивных видов радикализма, – поясняет Хизриева. Муфтият контролирует хаджи, халяльный бизнес и занимается адаптацией мусульман, отказавшихся от салафизма.

— Если женщина развелась с салафитом, то ей находят хорошего парня из своей среды, то есть она не остается непристроенной, – говорит редактор.

Киргизский путь

Совершенно иной подход и опыт у Кыргызстана. Это единственная страна Центральной Азии, где легально работают пакистано-бангладешский «Таблиги Джамаат», «Хизб ут-Тахрир» и другие организации, запрещенные в Казахстане и России. Более того, нынешний муфтий Кыргызстана – сам бывший таблигиджамаатовец. По словам директора аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыра Маликова, в Кыргызстане было три попытки (в 1997, 2007 и 2009) законодательно запретить «Таблиги Джамаат», но эксперты смогли повлиять на позицию властей.

— Сторонники запрета делают упор на то, что организация имеет внешний центр управления. Ну так у нас все религиозные организации, кроме муфтията, имеют внешний центр управления, – заявляет он. Маликов утверждает, что «Таблиги Джамаат» полностью интегрировался в традиционную для Кыргызстана религиозную сис­тему:

— Это движение также играет роль социального центра, где реабилитируются люди с трудной судьбой, освободившиеся из мест заключения, наркозависимые. Оно охватывает все регионы и служит некоей альтернативой и сдерживающим фактором саудизации, которая идет через интернет и социальные сети. По словам эксперта, процесс радикализации идет в основном на севере страны, среди русскоязычной молодежи, параллельно с процессами салафизации. Юг, где исламская традиция никогда не прерывалась и есть собственная мусульманская интеллигенция, менее подвержен влиянию нетрадиционных для страны течений.

Недавно в Кыргызстане приняты новые стандарты религиоведческой и теологической экспертизы, в результате чего из числа опасных движений исключен, например, «Хизб ут-Тахрир».

— Надо обращать внимание не на название организации, а на идеологию. Они пропагандируют, но реальной угрозы, как джихадистские идеологи, не представляют. Тем более что движение переживает сильнейший кризис – они 20 лет пытаются создать халифат мирным путем, садятся в тюрьмы за свои брошюры, но ничего не добились, молодежь уходит в ИГИЛ, – говорит Маликов. В Кыргызстане, как и в Казахстане, Франции, тюрьмы являются школой радикализма.

— Мы попробовали создать специальную тюрьму, но не знаем, что из этого получится. Гуантанамо – тоже не решение. Кроме того, коррупция приводит к тому, что даже получившие пожизненное заключение продолжают сохранять связь со своими ячейками и управлять ими, – констатирует эксперт. По его мнению, самая большая проблема постсоветских мусульманских стран – соотношение светскости и религиозности.

— Мы демократическое светское государство, но молодежь идет в ислам. Я имею право носить крестик или хиджаб, а намаз на работе читать нельзя. При этом все знают, что президент и его аппарат читают намаз. Это глубокий конфликт ценностей самой системы государства. Появление ИГИЛ – вызов для тех стран, где большинство населения – мусульмане. Потому что протест, и именно среди молодежи, растет, – резюмирует он.

— В постсоветских государствах светскость часто трактуется как антирелигиозность, а на самом деле это толерантность, по отношению к религиям в том числе, – добавляет Катрин Пужоль.

Об авторах

Ардак Букеева, редактор по рейтингам журнала Forbes Kazakhstan

Айша Еркебулан, журналист Forbes Kazakhstan

Источник

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×