Чемпион Казахстана по кикбоксингу стал экстремистом и погиб в Пакистане
Документалист Канат Бейсекеев снял фильм о судьбе атлета, который отрекся от спорта в пользу радикального ислама.
Sputnik. Известный режиссер документальных фильмов Канат Бейсекеев снял фильм под названием «Жусан. Долгая дорога домой. Казахи в ИГ*». Картина повествует о жизни чемпиона Казахстана по кикбоксингу Еркина Бексеитова, который вместо продолжения спортивной карьеры принял решение уйти в радикальный ислам.
В поисках лучшей жизни
Карагандинец Еркин Бексеитов воспитывался в рабочей семье. Мужчина обладал спокойным нравом, был человеком воспитанным, старался не переступать черту дозволенного и приемлемого.
Спорт позволял ему держал себя в тонусе. Ему прочили блестящее будущее, если бы не встреча с людьми, которые занимались вербовкой в ряды международной экстремистской организации ИГ*.
«Он называл их братьями, верил им, но они пропагандировали только джихад», — рассказывает сестра Еркина Ганибет Тажмагамбетова.
По ее словам, мужчина усердно готовился к чемпионату мира по кикбоксингу в Греции. Однако что-то пошло не так, и вместо Еркина на соревнования от Казахстана поехали другие люди. Это событие стало переломным в жизни Бексеитова. Мужчина начал искать отдушину в чтении намаза, всерьез взялся за изучение арабского языка.
«Он говорил, что хочет выучить арабский язык, открыть курсы и быть наиб-имамом», — рассказывает его сестра.
В январе 2012 года мужчина сообщил матери о своем переезде в Египет. Он без предупреждения продал свою квартиру, тайком от родителей оформил загранпаспорт и визу.
«Я вернусь»
«Есть гарантия, что я вернусь — я еду с женой и двумя детьми», — сказал он напоследок матери и отправился на обучение в Каир.
Но, как позже выяснилось, столица Египта была не конечным местом дислокации Еркина и его семьи. Из Каира он перебрался в Александрию, где прожил с семьей четыре месяца.
Связь с родственниками он поддерживал через приложение Skype. Ничего не предвещало беды, мужчина постоянно созванивался с близкими и рассказывал подробности своей жизни за рубежом. Однако спустя четыре месяца Еркин внезапно исчез. Затем он также внезапно появился и сообщил семье, что находится в пакистанском городе Пешавар.
«Он скрывал от нас, что его старший сын погиб. Сначала нам сказали, что он умер от брюшного тифа, однако позже дошла информация, что мальчик попал под обстрел при незаконной попытке пересечения границы Пакистана и Афганистана. Пуля пронзила сердце моего племянника», — рассказывает Ганибет Тажмагамбетова.
Спустя какое-то время Еркин вновь позвонил родственникам и сообщил, что у него родился второй сын.
Погиб во время теракта
Близкие Еркина Бексеитова постоянно искали возможность связаться с ним, но их попытки оказались тщетными. Через посторонних людей они узнали, что мужчина вместе с семьей перебрался в Вазиристан — самопровозглашенное государство на границе Пакистана с Афганистаном. Еркин вступил в ряды талибов.
Долгих шесть лет родственники мужчины не слышали вестей от него. Лишь в мае 2018 года они узнали: Еркин погиб от взрыва бомбы, а его супруга скончалась во время боевых действий.
«Пакистанская сторона отрицает, что он проходил границу, но власти Афганистана это подтверждают. Говорят, что якобы во время теракта, организованного талибами, скончался гражданин Казахстана», — со слезами на глазах рассказывает его сестра.
Детей воспитывает чужая женщина
После страшного известия о гибели своего брата Ганибет Тажмагамбетова поставила себе цель найти оставшихся в живых племянников. Их след она обнаружила в селении ас-Суса, что в провинции Дейр-эз-Зор на севере Сирии. Детей приютила казахстанка — ярая сторонница ИГ*. Она увидела клич Ганибет о поиске своих племянников в одном из чатов WhatsApp. Женщины стали общаться.
«Она постоянно просила выслать ей деньги, якобы на питание. Но потом мне сказали, что эти средства уходят на приобретение оружия. Мне удалось уговорить ее отдать мне детей. Она решила бежать и отправилась на границу с Курдистаном», — говорит Ганибет Тажмагамбетова.
Третьего января 2019 года Айдана вместе с детьми покинула селение. До границы они шли 13 дней пешком. «Мы шли вслед за караваном. Дети не хотели идти, уставали, плакали. Пришлось идти на хитрость: говорить им, что идем домой в Казахстан», — рассказывает Айдана.
Айдана выросла в Уральске, в 2009 году вышла замуж и родила сына. Спустя два года она вместе с мужем уехала в Египет. Три года ее родственники ничего не знали о ее судьбе. В 2014 году она позвонила матери и сообщила, что находится вместе со вторым мужем в Стамбуле. Первый супруг, по словам женщины, погиб в Афганистане. Спустя время ее семья перебралась в Сирию, где Айдана вышла замуж в третий раз за дагестанского джихадиста и родила четвертого ребенка. Так, с шестью детьми женщина жила в постоянном страхе, что они могут в любой момент умереть.
Долгожданная встреча
Ганибет Тажмагамбетова узнав, что Айдане удалось сбежать, считала дни до встречи со своими племянниками. Женщина обращалась за помощью в КНБ и канцелярию президента Казахстана.
Ганибет год жила как на иголках, молилась, чтобы с детьми ничего не случилось. В это время комитет национальной безопасности Казахстана развернул спецоперацию по спасению казахстанцев в зоне боевых действий в Сирии под названием «Жусан». Однако ни в ходе в первой, ни второй спецоперации племянников Ганибет не увидела. Только лишь третьим бортом из Актау они смогли вылететь на родину.
Долгожданная встреча с детьми состоялась первого июня 2019 года. При виде племянников женщина не смогла сдержать слез. Теперь у Ганибет шестеро детей, двое из которых, наверно, никогда не смогут забыть все ужасы войны, которые они испытали.
За три этапа спецоперации «Жусан» в Казахстан вернулись более 400 детей, которые прошли курс реабилитации в специальном центре в Мангистауской области. По прибытии на родину с санкции суда 16 женщин были арестованы в рамках расследуемых уголовных дел за участие в террористической деятельности и пропаганду терроризма. Еще восемь женщин были привлечены к уголовной ответственности, но находятся сейчас под подпиской о невыезде.
В декабре прошлого года 14 мужчин, эвакуированных из зон боевых действий, получили от восьми до 14 лет лишения свободы.
*ИГ — террористическая организация, запрещенная в Казахстане, России и ряде других стран.