Теперь за ложные сообщения о заложенных бомбах гражданам грозит более строгое, нежели раньше, наказание.
«Ложная» статистика
Периодически в силовые структуры страны звонят неизвестные и «предупреждают» об установке «взрывных устройств» в местах массовых скоплений людей. При этом правоохранительные органы вынуждены реагировать на подобные сигналы вне зависимости от их достоверности.
Только за 2012 год, по данным Антитеррористического центра КНБ РК, правоохранительными органами было зафиксировано 110 фактов анонимных сообщений о заложенных взрывных устройствах. Лидируют здесь Алматы (17 случаев), Карагандинская (15), Восточно-Казахстанская и Павлодарская области (обе по 14). В целом же так называемый телефонный терроризм встречается в нашей стране повсеместно. И это не может не вызывать тревоги.
Кто же они, эти лжетеррористы, пытавшиеся разбавить свои серые будни «ярким событием» – сообщением о липовой террористической угрозе? Оказывается, в их числе все больше встречается иностранцев. Так, например, в августе 2012 года гражданин России, некто Гурин, отправляясь поездом из Казах¬стана домой, решил по дороге развлечься и с помощью телефона «заминировал» вокзал на станции Шу.
Наверное, он даже успел немного «посмеяться», глядя, как работники аварийных и спасательных служб вместе с полицейскими старательно ищут его «бомбу». Не смешно стало, когда его очень быстро обнаружили и задержали. Суд приговорил Гурина к 2 годам лишения свободы и возмещению материального ущерба государству в размере 525 тыс. тенге.
Не снизилась острота проблемы и в текущем году. Только в Астане за весьма непродолжительный срок уже прозвучали два ложных звонка. 16 января «заминировали» среднюю школу. Сделал это с помощью сотового телефона 20-летний нигде не работающий уроженец Павлодарской области. В настоящее время он находится под следствием.
А 12 марта поступило сообщение о том, что заминирован кинотеатр. Была сорвана работа заведения, эвакуированы 150 человек. На этот раз «отличился» 19-летний астанинец. Причины, побудившие его сделать выпад против отечественного кинематографа, выясняют следователи.
Помимо ложных звонков о терроризме уже имел место и ложный теракт. 21 декабря 2012 года в столичном аэропорту 19-летний уроженец Акмолинской области, демонстрируя жилет, похожий на «пояс шахида», требовал предоставить ему самолет для вылета в Европу. Молодой человек, кстати, ранее судимый, был обезврежен полицейскими, взрывчатки в поясе не обнаружили. Тем не менее за «теракт» ему грозит серьезный срок. А еще надо возместить государству и службам аэропорта 15 млн. тенге.
Для сведения потенциальных лжетеррористов: в связи с участившимися случаями телефонных «шуток» соответствующие статьи Уголовного кодекса страны пересмотрены, и наказание за заведомо ложные сообщения об актах терроризма ужесточилось. Теперь правонарушителей могут либо приговорить к штрафу до 809 тыс. тенге, либо к ограничению свободы на срок до семи лет, либо к лишению свободы на срок до шести лет.
Не до смеха
Безусловно, наличие чувства юмора у человека – качество хорошее. Но одно дело, когда над шуткой посмеются друзья-товарищи. И совсем другое, если из-за нее осуществляется комплекс специальных мероприятий с применением боевой и иной техники, специальных средств по пресечению акта терроризма, обезвреживанию взрывных устройств, блокированию вокзалов (аэропортов), если производится срочная эвакуация людей из зданий и сооружений, тратятся большие средства на поиски взрывных устройств.
Все это не только требует немалых финансов, но еще и отнимает время у специальных служб, отвлекая их от важной и серьезной работы. Ложные сообщения об акте терроризма наносят большой ущерб государству, общественной безопасности, существенно дезорганизуют работу органов государственного управления, предприятий и транспорта.
У частных структур, подвергшихся ложной террористической атаке, может серьезно пострадать имидж и пошатнуться финансовое положение. Люди, которых приходится в экстренном порядке эвакуировать из зданий, где «заложена бомба», могут не обладать отменным здоровьем и железными нервами. Последствия стресса для них возможны самые печальные, вплоть до смертельных исходов…
Неужели все это стоит того, чтобы набрать известный телефон и произнести страшные слова о липовом теракте?
Конечно, стремление «позабавиться» с телефоном чаще всего не носит хорошо продуманного злого умысла. В большинстве случаев вышеуказанные факты совершаются молодыми людьми из хулиганских побуждений, чтобы сорвать занятие в учебном заведении. Нередко «лжетеррористы» находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, под психотропным воздействием, иногда звонят и просто от безделья, по глупости. Склонны к подобным «шуткам» и психически больные люди.
Многие убеждены, что смогут остаться неизвестными и избежать ответственности. И тут нелишне будет напомнить, что в настоящее время технические возможности правоохранительных органов позволяют в кратчайшие сроки устанавливать телефонного террориста и его местонахождение.
Кто будет отвечать?
И вот когда наступает время нести ответственность за поступки, то какие только доводы не приводят правонарушители и их защитники! И то, что звонивший – «совсем ребенок», и то, что «никакой взрывчатки ведь не было», и «никакого ущерба «заминированному» объекту ведь не нанесено». Но ни один из подобных доводов в расчет больше приниматься не будет, поскольку теперь, согласно статье 1 подпункта 4 Закона «О противодействии терроризму» угроза совершения взрыва приравнена к акту терроризма, и за такое деяние человек может понести уголовное наказание.
Слишком строго? Но сколько можно играть с такими серьезными и опасными вещами? Отвечать за безрассудное поведение придется. Родителям трудных подростков следует обратить на своих чад более пристальное внимание: если звонок о лжетеракте поступит от их ребенка, им суждено будет разделить ответственность вместе с ним. Подумайте, есть ли у вас лишних 800 тыс. тенге, чтобы оплатить подобные детские забавы?
Специалисты считают, что нужно чаще обращаться к данной теме в учебных заведениях. Педагоги должны объяснять ребятам, что звонок о «заминированной школе» – это больше не шалость, а серьезное преступление, за которое накажут и ученика, и его родителей.
Еще одной категории граждан – врачам-психиатрам – надо будет обратить внимание на подопечных, способных совершить подобный поступок, особенно под чьим-либо влиянием. За больными следует приглядывать и родным, с которыми они живут.
И еще. Прежде чем «играть в террористов», нужно подумать над тем, кому может оказаться «выгодно» заведомо ложное сообщение, способное привести к реальным потерям и ущербу? Если кто-то подбивает вас так «пошутить», подумайте, прежде чем взяться за телефон. Ведь частые сообщения о терактах могут привести к тому, что сработает человеческий фактор и на сигнал о реальном происшествии реакция может оказаться более медленной.
http://www.kazpravda.kz/c/1366769928
Коллаж Владимира Берёзкина