Светскость не является атеизмом
КАЗАХСТАН – СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
– Айдар Паркулович, предлагаю начать наш разговор, посвященный актуальным вопросам в сфере религии, с определения Казахстана, как светского государства. Что сие подразумевает?
– Светский характер – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового казахстанского государства. Конституция устанавливает, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Провозглашение данного тезиса буквально означает, что в республике не существует официальной государственной религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В свою очередь, светские основы государственного устройства не противоречат принципам свободы совести в стране. Сегодня одной из важных задач граждан страны является правильное осмысление понятия «светское государство». Светское государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений. Соответственно, ошибочным является мнение, что светскость и атеизм – категории равнозначные.
Религиозные объединения являются составной частью институтов гражданского общества, а верующие – это полноправные граждане независимого государства. Светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов, от таких инфраструктур как культура, образование, здравоохранение, социальная защита, труд, институт семьи и брака. Важно подчеркнуть, что Казахстан не вмешивается в деятельность религиозных объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству. В противном случае, государством принимаются меры принуждения. Граждане страны равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии. Казахстан регулирует и управляет общественными отношениями в интересах обеспечения национальной и общественной безопасности. Следует добавить, что в рамках действующего законодательства упорядочена деятельность религиозных объединений, определен порядок осуществления миссионерской деятельности, проведения религиозных мероприятий, религиоведческой экспертизы, строительства культовых сооружений, распространения религиозной литературы. Государством принимаются конкретные меры по сохранению стабильности в религиозной сфере, укреплению межконфессионального согласия и толерантности в обществе, формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма и радикализма в любых формах и проявлениях.
РЕЛИГИОЗНАЯ ПАНОРАМА КАЗАХСТАНА
– Айдар Паркулович, интересно узнать, а сколько в нашей стране религиозных объединений и культовых объектов? – На 1 января 2017 года официально зарегистрировано 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий. Традиционно самыми многочисленными среди них являются ислам ханафитского мазхаба и православное христианство. В республике зарегистрировано 3464 культовых зданий, из них 2550 мечетей, 294 православных и 109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддистских храма, 7 молитвенных домов «Общества сознания Кришны» и общины бахаи. Действующие 2550 мечетей входят в собственность ДУМК. В последние годы наблюдается увеличение количества филиалов ДУМК, особенно в Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях. В Православной церкви Казахстана состав входят 325 религиозных субъектов, в том числе 301 приход, 9 епархий и 294 религиозных сооружения, а также Митрополичий округ в Республике Казахстан. На территории республики помимо Русской Православной церкви функционируют Армянская апостольская церковь, Поморская православная церковь и 3 старообрядческие церкви. Римско-католическая церковь (РКЦ) в Казахстане представлена 85 религиозными общинами, из которых 5 общин относятся к Греко-католической церкви. Функционируют 667 протестантских религиозных субъектов. К самым крупным протестантским общинам относятся церкви евангелическо-лютеранские, евангельских христиан-баптистов и пресвитерианские. В республике зарегистрированы 531 миссионер, представляющие 13 конфессий. Среди зарегистрированных миссионеров преобладают представители РКЦ (257). Православие представлено 84 миссионерами, большинство которых граждане Российской Федерации. В Казахстане действуют 15 религиозных организаций образования, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах, 383 помещения для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий, в том числе намазхана, молельные комнаты и часовни. Определены 257 специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
– Религиозный экстремизм и терроризм – стали трендами для всего мирового общества. Говорят, что врага надо знать в лицо. против кого сейчас ведется борьба? – Основными угрозами для Казахстана сегодня являются группы религиозных фундаменталистов, в частности, идеология салафизма. Религиозные фундаменталисты подвергают особо жесткой критике устои светского государства, светские ценности гражданского общества, а также религиозный плюрализм, этническое разнообразие. Как идеология, религиозный фундаментализм включает в себя план преодоления бифуркации «светского и религиозного», закрепленной институционально с целью «вернуть религии ее центральное положение как важного фактора принятия политических решений». Главным идеологическим мотивом религиозных фундаменталистов является мобилизация против секулярных сил модернизирующегося мира.
Идеология салафизма зиждется на:
– отвержении политических авторитетов, принятых традиционными мусульманами;
– настаивании на неотделимости религии от политики и сакральном характере государственной власти;
– агитация за кардинальную перестройку жизни современного мусульманского общества за счет полного претворения норм «чистого» ислама;
– признание обязанностью каждого истинного мусульманина вести активную политическую деятельность, целью которой является защита и распространение ислама.
Установка религиозных фундаменталистов на безоговорочное признание приоритета религии в общественной жизни выражается через их коллективное требование, в соответствии с которым особые вероучительные и этические предписания должны быть признаны и юридически закреплены. Более того, основываясь на четко фиксированном источнике и поведенческом кодексе, религиозные фундаменталисты приписывают именно себе избранность и непогрешимость. Идеологи радикальных течений стоят на позициях, что существующий социальный порядок должен быть основан только на их принципах, охватывающих политику, общество, культуру и экономику. Эти принципы обычно извлекаются из содержания Священных Писаний.
Идеология салафизма содержит следующие требования:
– создание государства, в котором светская и религиозная власть были бы неразделимы, а судебно-правовая система основана на шариате, т.е. создание Халифата; – строжайшее соблюдения принципа единобожия;
– утверждение, что некто, убивший себя и своих врагов – мученик, страдалец, который неизбежно попадет в рай;
– понимание феномена джихад как тотальной священной войны.
Религиозный фундаментализм апеллирует к абсолютному авторитету Божественного Откровения, выраженного в Священном Писании или иных религиозных текстах. Однако, поскольку все священные тексты содержат сложный и разнообразный диапазон идей, положений и принципов, то для того, чтобы обращаться с таким текстом как с нравственной и политической программой для реорганизации общества и средством мобилизации масс, из него извлекается набор простых и ясных установок, с целью оправдания своих действий.
В целом, модернизация для религиозных фундаменталистов означает деградацию и распад общества, символизирует распространение «воинствующего атеизма». Религиозных фундаменталистов отличает «тоска» по священному прошлому, поэтому регенерация и возрождение связываются с возвращением к религиозному духу и порядку этого прошлого.
Фундаменталисты претендуют на то, чтобы выступать защитниками «правильной веры» и охранять религиозные традиции и религиозный образ жизни от эрозии. Эту идею они проводят путем конструирования новых методов, формулирования новых идеологизированных построений и усвоения новейших практик. Эти «религиозные нововведения» конечно же входят в прямое противоречие с реальными историческими мнениями, практиками и моральным поведением предыдущих поколений; как минимум, они характеризуются существенным отступлением от этих прецедентов прошлого, также, как и от практики современных консервативных или ортодоксальных верующих. В этом отношении салафиты призывают к очищению ислама от религиозных нововведений и доисламских пережитков, возвращению к «Золотому веку» ислама – времени Мединской общины Пророка Мухаммада. Идеологи салафитского течения считают себя «полномочными» объявлять мусульман – последователей иных исламских течений «вероотступниками». При этом они расценивают верующих в лице христиан и иудеев – как «неверных». Что касается стратегии радикальных течений и группировок – это манипуляция сознанием граждан, рекрутирование в свои ряды представителей различных адресных групп, в том числе, молодежь. В заключение важно подчеркнуть, что деятельность радикальных псевдорелигиозных течений деструктивна и представляет большую опасность для светского государства и его общества.
СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!
– Каковы на сегодня итоги борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом?
– В рамках реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2013 — 2017 годы действует реабилитационный центр «Акниет». С сентября 2016 года на базе Университета «Нур-Мубарак» функционирует созданный по инициативе Министерства по делам религий и гражданского общества «Институт переподготовки специалистов в сфере профилактики экстремизма», деятельность которой направлена на повышение квалификации имамов в сфере дерадикализации и разубеждения лиц, подвергшихся идеологическому воздействию деструктивных религиозных организаций. По данным КНБ РК, в профилактической работе против экстремизма и терроризма наметились позитивные тенденции. В стране укрепляется толерантное религиозное сознание и иммунитет к радикальной идеологии.
В учреждениях образования усилили профилактику религиозного экстремизма. Через сайт E-Islam и другие ресурсы ведется разъяснительная работа по вопросам веры. Реабилитационный центр «Акниет» работает с осужденными радикалами. В 2016 году адресной профилактикой было охвачено около 32% последователей нетрадиционных религиозных направлений. Всего же за годы реализации госпрограммы (2013-2017 годы) было охвачено примерно 90%. Удалось вернуть лояльное отношение к ценностям казахстанского общества 70 лидерам и активистам салафитских общин. 91 казахстанцу помешали выехать за рубеж для участия в боевых действиях вместе с террористами. Сотрудники правоохранительных органов предотвратили 12 террористических и иных насильственных, экстремистских акций. За террористические и религиозно-экстремистские преступления осуждены 123 человека. Вместе с тем по-прежнему актуальной задачей текущего периода является масштабная работа государства и всех институтов гражданского общества по привитию стойкого иммунитета населения страны к воздействию пропаганды идеологов нетрадиционных религиозных течений. Это делается для того, чтобы будущее поколение казахстанцев не лишилось национального кода: исторической памяти, духовных скрепов и традиций. Спасибо за беседу!
Дулат ТОЛЕПОВ