Путь к экстремизму
Как известно, радикальные течения, созданные в исламском мире при поддержке различных влиятельных сил, стремятся реализовать свои планы, в том числе, в Казахстане. Поэтому в данной статье мы попытались разобраться в причинах возникновения, целях и задачах различных деструктивных групп, действующих под прикрытием религии, проблеме продвижения наших духовных ценностей в современном мире и способах противодействия религиозному радикализму.
{jcomments on}
«Дін – насихат»
Наш досточтимый пророк (с.а.с.) в одном хадисе отметил, что вера – это пропаганда. Вера не может самостоятельно распространяться без надлежащей пропаганды, то есть никто просто так религию не примет. Если обратиться к истории, то пророк Мухаммед (с.а.с.) начал насаждать ислам путем его пропаганды в первую очередь арабам-язычникам. Конечно, вначале было сложно, приходилось преодолевать различные барьеры, возникали разного рода трудности, то есть общество не сразу приняло молодую религию. Тем не менее, сподвижники пророка Мухаммеда, разделившись, по всему миру начали совершать благодеяния во имя ислама, подготавливая, таким образом, почву для распространения веры, благодаря чему ислам за короткое время получил широкую поддержку со стороны немусульманских народов, став впоследствии их официальной религией.
Религия пропагандируется не только словом, но и прилежным поведением мусульманина, его поступками, простотой, тем, как он себя показывает. То есть, надо уметь не просто убеждать, но и подавать пример. В новом веке новый мир оценивает ислам не по тому, что, как и о чем говорят мусульмане, а по их деяниям и поступкам. Поэтому, видя, что творят сегодня различные радикальные течения и группы, цивилизованный мир со страхом смотрит на нашу религию. Сейчас мы больше защищаем ислам, чем его проповедуем. Мы оправдываемся, что «ислам – не религия террора, не призывает к экстремизму, не является верой насильников, считающих всех и вся вероотступниками», когда, на самом деле, должны были подкреплять слова благими поступками.
В средние века для распространения ислама иногда применялась сила, против безбожников велась священная война – газауат. Но теперь, когда мир становиться более гуманным, мы должны находить новые подходы для мирного распространения ислама. ХХІ век – это эпоха столкновения идеологий.
Поэтому, используя достижения передовых технологий, с помощью интернета и социальных сетей нам необходимо наладить последовательную пропаганду нашей веры. Сегодня мир уменьшается, человечество все больше и больше погружается в информационное пространство. Поэтому побеждает тот, кто обладает мощной информацией. Например, сейчас такая практика широко применяется различными деструктивными религиозными течениями. Используя глобальные сети, они призывают молодежь к джихаду, отравляют молодое сознание, создают невооруженную угрозу.
В Казахстане после обретения суверенитета стали возрождаться язык и культура, менталитет, традиции и религия, пропагандироваться казахские национальные ценности. К сожалению, данной возможностью поспешили воспользоваться и радикальные течения для привлечения в свои ряды местное население. Хотя эти течения, хотя и называли себя мусульманскими, в сущности, не имели ничего общего с исламом, были своеобразной гибридной группировкой.
Когда произошел распад Советского государства, у нас не было достаточного опыта в религиозном вопросе. К тому же, в борьбе с результатами развала советской системы, а также в стремлении наладить экономику страны мы упустили из виду другие угрозы современного мира, тем самым позволив различным течениям пустить корни на Казахской земле.
Как известно, каждая организация имеет сугубо личные интересы и преследует только свои цели. Ясно, что в Казахстан они пришли не для благополучия наших граждан. Поэтому государством сегодня принимаются всевозможные меры для борьбы с религиозным радикализмом и экстремизмом. К примеру, Духовным управлением мусульман Казахстана активизировалась просветительская работа в социальной сети. Республиканские информационно-пропагандистские группы по вопросам религии из квалифицированных специалистов в области религии, направленные в разные регионы республики, проводят разъяснительные беседы о традиционном исламе, предупреждают об опасности деструктивных религий, переубеждают последователей радикальных идеологий. Государство, в свою очередь, пресекает деятельность различных нетрадиционных религиозных течений на законодательном уровне.
О ваххабитах и такфиризме
Ваххабизм, в частности такфиризм, — крайне сложная в своей организации радикальное течение, выделяющаяся мощной поддержкой заинтересованных сторон.
Как известно, широкое распространение ислама в мире настораживает определенные политические силы. Сегодня, как и в прошлом, некоторые могущественные государства способствовали появлению различных организаций и течений под прикрытием религии. Например, всем сегодня известно, кто стоит за созданием, финансированием и поддержкой таких международных террористических организаций, как Талибан, аль-Каида, ИГИЛ. Точно также британцы оказали содействие в создании ваххабизма или салафитского течения. Что касается такфиризма, то это – радикализированное течение в ваххабизме, которое мусульманами считает лишь себя. Ряд экспертов отмечает, что такфиризм появился в Египте в 1970 году. На самом деле, период возникновения начинается гораздо раньше. Такфиризм – это современная форма хариджитского течения, появившегося еще в 657 году. Так называемые салафиты также являются копией этого течения. По сути, у салафизма и такфиризма нет существенной разницы. Позиция их одинаковая, наставники тоже, читаемая литература схожая, разница лишь в политических взглядах – так сказать имеют разную точку зрения на джихад. Оба течения появились путем переворота, террором захватили власть. То есть их цель – совершить такое же кровопролитие, захватить государственную власть и в нашей стране. Ни ваххабиты, ни такфириты в своей истории не боролись с неверием, до сих пор они воюют против мусульман.
Кроме всего, такфириты не имеют общего лидера, у них нет руководителя. Поскольку они действуют как группа, то в каждом захваченном регионе назначают себе правителей и руководствуются их наказами. Тем не менее, очевидно, что и они получают откуда-то поддержку.
Проблема религиозности и радикализма
На Форуме мусульманских улемов Евразии, прошедшем в прошлом году в Астане, министр по делам религии и гражданского общества Нурлан Ермекбаев заявил, что для правильного разъяснения основ традиционного ислама необходимо объединить и привлечь к борьбе с экстремизмом исламских ученых и имамов. Таким образом, министр дал понять, что религиозный вопрос для государства является крайне важным для сохранения безопасности граждан республики. Все мы, будь то верующий или атеист, — представители одного общества. И так как Родина у нас одна, мы должны ее защищать и бороться со всяким злом сообща.
Как известно, какую-либо сферу хорошо знает лишь тот человек, который является специалистом своей области. В таком случае, специалистами, хорошо знающими религиозную сферу, способными разъяснить те или иные вопросы, правильно их донести до слушателя, являются религиозные деятели и имамы.
Верховный муфтий Казахстана Серикбай кажы Ораз в одном интервью отметил два фактора, влияющих на религиозную ситуацию. Это – затвердевшие религиозные убеждения, основанные на религиозных догмах, не способных различить религиозность от радикализма, и – духовные изыскания интересующейся религией молодежи и отсутствие должного уровня наших специалистов для удовлетворения их требований. Поэтому, не редко наше молодое поколение, скажем так, в поиске духовной истины, становятся двигателями радикальных идей.
Действительно, ислам велит нам верить в Бога. Однако не одобряет радикализм и приверженность жестоким принципам. Некоторые люди, пытаясь стать набожным, выходят за рамки дозволенного, радикализируются. Это, в основном, происходит из-за примитивных, простейших знаний о религии. Такие люди однобоко воспринимают веру, загоняют ее в привычные, удобные для себя рамки, не считаются с другими не «подходящими» мнениями. Поэтому, если сегодня таким ультрарадикальным группам не установить заслон, то общество в будущем будет все больше и больше радикализироваться и заполнится деструктивными течениями.
Второй вопрос, отмеченный Верховным муфтием, является также актуальным, поскольку молодежь в последнее время начало больше приобщаться к религии. Естественно, что оно начинает задавать старшему поколению животрепещущие вопросы, хотят получать на них внятные, исчерпывающие ответы, видеть в них пример для подражания, ждут, чтобы их наставили на правильный путь. Однако сегодня остро ощущается нехватка высокопрофессиональных специалистов, наблюдается дефицит квалифицированных имамов. По этой причине молодежь и ударяется в деструктивные течения. Источник