Психологические особенности адептов псевдорелигиозных организаций

 Абильмаликов Куаныш Кабдулович

 

Реализация государственной программы «Жусан» по возвращению более 300 граждан Казахстана из зоны боевых действий в Сирии, из которых около 30 осуждены за терроризм, позволила спецслужбам страны накопить значительный опыт по противодействию террористическим псевдорелигиозным организациям. Работая с вернувшимися гражданами, отечественные психологи и эксперты-теологи отмечали психологические изменения в сознании и мышлении. И приводят пример, когда последователи псевдосалафитских организаций получали вторые мусульманские имена, например, такие как Мухаммед, Абу Али, Фатима, Умм Айша, Хадиджа, тогда и происходило изменение сознания людей. Фактически казахи, получившие второе «мусульманское имя» уже не ассоциировали себя с представителями казахского этноса, не относили себя к обществу, в котором жили, соответственно отношение у последователей псевдоисламских организаций к светскому обществу носит агрессивный или презрительный характер. И новые адепты-мусульмане уже не соблюдают казахские традиции и обычаи, потому что согласно религиозным канонам это является грехом. Отмечался еще один момент, что вернувшиеся из Сирии и Ирака граждане не считали себя террористами или радикалами, а воспринимали себя как «защитники» мусульман и мусульманского мира. Несомненно, что большинство граждан попали в зону боевых действий путем обмана и манипулирования. Но из общей массы, уехавших в Сирию, были и те, кто сознательно ехал туда защищать ислам. Такая как Зарина Акмалаева из Актюбинской области, которая взяла свою малолетнюю дочь в Сирию, откуда занималась рассылкой литературы экстремистского содержания. По возвращении в Казахстан женщина была осуждена на 5 лет. Вернувшиеся из Сирии женщины оставляли арабские имена для своих детей, с целью скрыть их прошлое.

Адепты псевдоисламских организаций «Таблиги Жамагат», «Хизбут-Тахрир» и др. подвергаются определенным психотехникам по изменению сознания и манипулированию, контролю над эмоциями. Причем подвергаются они этому на территории Казахстана в своем жамагате — общине. Постепенно происходит формирование культовой личности и следующие за этим психологические расстройства, потеря этнического самосознания. Психологические особенности у последователей псевдоисламских и неопротестантских организаций имеют определенные различия. Психологи отмечают чрезмерную эмоциональность у последователей псевдоисламских течений, в то время как интеллектуальное развитие находится на достаточно низком уровне, в то время как у адептов неопротестантских организаций наблюдается большое количество фобий, связанных с религиозными представлениями.

В псевдоисламских организациях навязываются убеждения, что в любых проблемах адепта всегда оказывается виноватым не учение, а новообращенный. Значит, плохо работал, недостаточно или неправильно молился. Подспудно адепту навязывается социальная и историческая вина, создаются крайности эмоциональных пиков и спадов, сочетающихся с внушением страха мыслить независимо и критически в отношении культа, боязнь внешнего мира, фобия на выход из культа, потерять своё «спасение», боязнь природных бедствий, катаклизмов, конца света, наконец.

Возвращенные из зоны боевых действий женщины с детьми зачастую не находят поддержки в обществе, даже у своих родных и близких. В то время как среди своих единоверцев в псевдоисламских организациях жена шахида считается важной персоной. Ей придается «почетный статус» и женщину шахида взять в жены считается благим делом. Государственным органам и обществу следует акцентировать внимание на дерадикализации таких людей, чтобы они навсегда оставили идею джихада как войны с неверными.

Добавить комментарий

Задать вопрос
Форма заявки

Ответ на Ваш вопрос будет опубликован в разделе "специалисты отвечают" и выслан на Ваш email.
Администрация сайта гарантирует, что введенные данные(email) будут использованы только в целях уведомления Вас об ответе специалистов и ни при каких обстоятельствах не будут преданы огласке или переданы третьим лицам.
Оставьте свой контактный номер и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.

  1. Ваше имя (обязательно)
  2. Email Адрес (обязательно)
  3. Ваш телефон
  4. Ваше сообщение

×